Аналитический центр «Полис Азия» при поддержке Фонда Сорос-Кыргызстан опубликовал аналитический отчет «Политика управления этнокультурным многообразием в Кыргызстане: прошлое, настоящее, будущее?
В отчете содержится анализ практик управления этнокультурным многообразием в Кыргызстане в сфере языковой политики, системы формирования бюрократии, законодательства.
В нем говорится:
На протяжении двадцатилетней истории развития Кыргызской Республики в общественных отношениях происходили перманентные конфликты и напряженности на этнической основе. Если подобные конфликты начала 1990-х гг. были связаны с наследием советской этнической политики, то современные конфликты имеют симбиоз причинно-следственных связей, локализующихся как в «наследии прошлого», так и в многочисленных ошибках современного государственного управления.
В свете трагических событий 2010 г. обнажилась тревожная тенденция массовой мобилизации этнических маркеров в условиях острой политической борьбы. Эти события говорят о системном кризисе государственного управления в сфере этнической политики, и сигнализируют о распаде остатков политики советского интернационализма в новых политических реалиях.
Опыт развития многих стран показывает, что борьба по поводу идентичности может спровоцировать возврат к репрессивной и ксенофобской политике, тормозящей человеческое развитие в целом, этнокультурному изоляционизму. Она может способствовать косности и неприятию перемен, блокируя проникновение свежих идей и отвергая тех, кто является носителем знаний и опыта, которые дают импульс развитию.
Определенный перелом в отношении национальных проблем произошел после трагических июньских событий 2010 г. в Оше и Джалал-Абаде. Именно тогда бывшим президентом Кыргызстана Р. Отунбаевой была выдвинута инициатива создания и принятия Концепции этнической политики и консолидации общества «Мекеним Кыргызстан».
По своей сути, Концепция направлена на постепенное устранение дискриминации, ксенофобии и этнического национализма в системе государственного управления и обществе. Документ является компромиссом между гражданским и этнонационалистическим подходами к формированию нации, делая акцент на первом из них. Реализация данного документа станет важным шагом на пути развития многообразия и укрепления межэтнических отношений в стране.
В противовес данному документу был создан и подготовлен к принятию через парламент страны проект «Государственной Концепции национальной политики КР», подготовленный фракцией партии «Ата-Журт». Проект направлен на излишнюю политизацию этнического и языкового вопросов, которые являются крайне болезненными для кыргызстанского общества, еще не оправившегося после трагических межэтнических конфликтов 2010 года.
Как показывает история политического развития Кыргызстана последних 10 лет, вопросы прав этнических групп, языка, доступа к ресурсам становятся высоко конфликтными за счет быстрой и массовой социальной мобилизации по признаку «свои» и «чужие», «север-юг». Для преодоления обнажившихся негативных тенденций в целях консолидации общества необходим ряд решительных, эффективных и долгосрочных действий как со стороны власти, так и со стороны всех участников общественно политического процесса в стране.
Прежде всего, необходимо определиться в условиях широкой и открытой общественной дискуссии относительно образа будущего государства и нации. Сегодня обозначились различные, полярные точки зрения: от архаико-традиционалистского взгляда до простого копирования зарубежного опыта. Выбор пути будет во многом зависеть от современных политических и общественных групп Кыргызстана. Этот выбор будет взаимосвязан с продолжением политической модернизации, начавшейся с построением парламентской республики. С учетом сохранения тренда на дальнейшую политическую модернизацию начавшиеся реформы постепенно будут все глубже проникать в общественные отношения, оказывая влияние на основополагающие каналы взаимодействия государства и общества.