Когда количество выпускаемой кинопродукции сомнительного качества в стране увеличилось, актуальнейшим для режиссеров стал вопрос о приоритетах в подаче своего послания публике. Топорно снятая и смонтированная пустая комедия весьма привлекательна для невзыскательного зрителя, являющегося завсегдатаем столичных кинотеатров. С другой стороны, тонкая, психологически нюансированная драма, могущая подарить тысячу эстетических впечатлений, почему–то чаще всего оставляет публику равнодушной.
Состоялась премьера замечательного короткометражного фильма Дальмиры Тилепбергеновой «Телегейи Тегиз» («Благодать»), созданного Фондом развития кинематографа совместно с Фондом «Сорос — Кыргызстан» и «Кыргызфильмом» при технической поддержке киностудии «Айтыш–фильм». Зрители наслаждались грамотно поставленной картиной с изысканным художественным решением. Чувствовалось, что съемочная группа, состоявшая из профессионалов, работала слаженно и в итоге создала настоящее произведение киноискусства. Сейчас так почти никто не снимает…
Прелюдия: умиротворяющее течение воды в реке жизни. Спокойное движение камеры вверх — на висячий мост. За ним открывается прибрежная полоса с кустарниками и деревьями. Это адресный план местности, в которой развернется действие. Выход первого героя на фоне желтеющей и редеющей листвы у самодельной ограды. Камера устремляется навстречу мальчику, выводящему со двора ишачка с поклажей. По ходу пацаненок успевает ворчливо ответить матери, что в интернат больше не пойдет. Второй герой выходит из иномарки на проселочную дорогу. Мужчина достает из багажника велосипед и отпускает мальчика лет семи–восьми одного в пространство деревни.
Таким образом состоялось представление главных персонажей картины — Богача и Бедняка. Причем режиссер двояко преподносит одну и ту же местность. Богача окружает первозданно нетронутая аура природы, где все божественно красиво: и камыш, и бесконечная синева реки с дымовой завесой. У Богача отличный велик, одет с иголочки. Но разговор по мобильнику выдает некую перчинку в душе богатого героя. Мы видим, что он неприкаян и одинок (родители вечно заняты). Затем по его мыслям вслух узнаем, что побаивается местных пацанов, хотя понимает: об этом никто не должен догадаться. Бедняк тоже любит рассуждать вслух: о нелегкой ноше (помощь матери в поисках средств к пропитанию большого семейства), которую он взвалил на свои плечи. Удивительно, что окружающее его пространство весьма убого, безжизненно, хотя на экране та же самая благословенная деревня, по которой идет Богач.
Зачин ударной сцены: с противоположных сторон мальчики одновременно подходят к мосту. Замечают друг друга, успевают определить, что принадлежат к разным сословиям, двигаются навстречу с внутренним напряжением. Мост узок. Подойдя вплотную друг к другу, каждый начинает требовать дорогу. Драка неизбежна. Кульминация эпизода: Бедняк скидывает мобильник Богача в воду. Богач в ярости сбрасывает баклажки Бедняка. Мы видим борьбу юных представителей двух социальных классов на фоне роскоши зрелой осени. Река продолжает течение в бесконечность. Монотонный мерный плеск воды успокаивает драчунов. Они ищут путь к примирению. «Велик сломал, гад!» — упрек Богача звучит очень спокойно, хотя и твердо. «Ничего, отремонтирую!» — так же спокойно отвечает Бедняк. С ссадинами и синяками пацанята рассуждают о житье–бытье.
Путь к позитивной развязке: в гостях у Бедняка. Он — хозяйственен, умело выполняет любую домашнюю работу, поддерживает забулдыгу отца. И мы забываем, что ему всего восемь лет, он кажется взрослым, сосредоточенным. По пути к дому Богача мальчики продолжают ранее начатый разговор, знакомятся ближе. И вот они уже сдружились настолько, что двигаются параллельно: один верхом на ишачке, второй — на велосипеде.
И, наконец, резюме и финал: не в деньгах счастье. Угнетают одиночество и неприкаянность. Дети опять сидят на висячем мосту. Каждый грезит о своем тайном желании, рассказать о котором можно только близким друзьям. Камера отъезжает от героев. На заднем плане — прибрежная золотая полоса с кустарниками и деревьями. Синее небо. Умиротворяющее течение воды в реке жизни…
Автор — Гульбара Толомушева