У всех детей, вне зависимости, имеют ли они полноценную семью, или остались сиротами, развито чувство непосредственного и творческого восприятия мира. Практически все дети рисуют, лепят, танцуют, поют, поскольку для них важны такие формы общения с миром. Не случайно,  замечательный швейцарский художник Пауль Клее, за основу своего профессионального творчества взял детский рисунок и назвал свои картины «прогулкой с линией». «Как рисуют дети? Они что-то придумывают и обводят в кружок» — говорил Клее.


Для маленьких детей творить – то же, что дышать. Они творят каждый день, каждый миг своей жизни. Взрослея, увы, многие теряют этот изначальный дар и вливаются в серую обыденность, «плывут по течению». Сохранить чистоту детства, умение мысль заключить в формы и краски во взрослой жизни получается не у каждого. Поэтому так важно поощрять любые формы творчества у детей, раскрывать их способности гармоничного и доброго отношения к миру. Поскольку только познание и творчество делают человека истинно свободным, духовно наполненным.

В нашем современном мире много брошенных детей, лишенных тепла и ласки. Именно им в первую очередь необходимо почувствовать свою значимость, заменить чувство незащищенности и тоски на радость самовыражения в музыке, слове,  красках, движениях. Многим взрослым, особенно тем, кто вырос в благополучной и полной семье, не дано ощутить одиночество маленького, потерянного человека. Ребенка, чьи мысли и чувства только формируются и ищут помощи, совета, поддержки. Чтобы осознать остроту этого поиска, по мнению детских психологов, взрослым достаточно сесть рядом с ребенком, и глядя, как он карандашом ведет линию на листе бумаги, представить, что это линия жизни. И куда она приведет дитя, зависит от нас, взрослых, а заключать свои мысли  в форму ребенок уже умеет. Важно, чтобы эта линия, и эта форма оставались знаками любви, тепла и творчества.

К большому сожалению, в последнее время работа с детьми-сиротами в детских домах, учреждениях интернатного типа или реабилитационных центрах Кыргызстана по методам искусства и культуры отошла либо на второй план, либо совсем отсутствует. А ведь именно эта категория детей в большей степени нуждается в поддержке, совете и помощи. Дети в детских домах и интернатах, как правило, имеют трудности с самораскрытием, конструктивным, творческим подходом к жизни, а после выхода из них  — проблемы с интеграцией и адаптацией в обществе, социальных группах.

Сегодня многие частные лица и представители бизнеса помогают детям из детских домов и реабилитационных центров. Самый простой способ благотворительности — привезти детям на праздники игрушки, конфеты, одежду или компьютер. Безусловно, это благородное дело, но всегда ли такая помощь идет на пользу ребенку?  Ведь согласитесь, с такой благотворительностью мы,  взрослые, не желая сам того, формируем у этих детей привычку, что государство и добрые люди должны им давать все. Это содействует развитию  у таких детей иждивенческой позиции, неприспособленности к самостоятельной жизни, а  также чувства инфантильности.

Высокой ступенью благотворительности для тех же детей-сирот или детей из неблагополучных, неполных и бедных семей является совсем другое. Этот вид благотворительности давно применяется в странах Европы и США. Он включает в себя набор инструментов или даже целую мастерскую, чтобы дети в детских домах постепенно привыкали работать и готовились к будущей интеграции в социальную среду.

Конечно, такой вид благотворительности требует больше времени, больше ресурсов. Здесь важна роль наставника, который будет учить мастерству, мотивировать, оценивать работу ребенка.

Ровно год назад группа молодых совершенно разных людей решили объединиться вокруг идеи создания Мастерской детского творчества, некоей творческой лаборатории в одном из учреждений для детей из неблагополучных или неполных семей. Инициаторы проекта поставили перед собой цель – содействовать формированию в детях из таких семей стремления к творческому, позитивному преобразованию себя и мира и создания конкретных творческих продуктов, что будет способствовать реабилитации, социальной адаптации, самореализации и личностному росту детей.

Проект пилотный, и,  по задумке его инициаторов, он может стать отправной точкой для начала дискуссии в социально-педагогическом сообществе и организации подобной работы с детьми-сиротами, беспризорными детьми и детьми из неблагополучных семей. Ведь этот проект содействует формированию у детей таких ценностей, которые обычно закладываются в самом раннем детстве: любовь, гуманность, сострадание, толерантность, творческое восприятие мира. Таким образом, дополнительная ценность проекта состоит в формировании через проект новых ценностей, новых ориентиров.

В Мастерской детского творчества (так называется проект под руководством психолога и журналиста Валерии Потоцкой)  наставниками для 43 воспитанников Центра помощи семье и детям «Келечек», что в селе Киргшелк,  стали психологи, социальный работник, актеры, танцор, журналист и консультант по работе с детьми из социально уязвимых слоев. Проект был поддержан программой «Искусство и культура» Фондов открытого общества. Стоит отметить, что начиналась работа Мастерской на волонтерских началах.

На протяжении пяти месяцев еженедельно под руководством наставников дети в возрасте от 7 до 16 лет центра «Келечек» учатся танцевать, ставить театральные спектакли и писать статьи. Еще в самом начале действия Мастерской ее инициаторами и руководством центра были определены несколько направлений творческой деятельности: театр, современные танцы и выпуск собственной газеты «Бамбуча» с обязательным психологическим сопровождением.

«Работая в «Келечеке» психологом, я начала привлекать интересных людей из разных сфер деятельности для общения с детьми. Ребята удивлялись, сколько, оказывается существует возможностей для творческого развития и профессиональной деятельности, — рассказывает Валерия Потоцкая, психолог, руководитель проекта. – И, конечно, захотелось предоставить ребятам возможность по-настоящему заняться тем, что им очень нравится, научить их преодолевали трудности на пути, поверить в себя и идти вперед. Постепенно вместе с детьми были определены три наиболее интересные для них направления – танцы, театр, газета, которые и стали основой нашей Мастерской детского творчества. Здесь важным также стал интерес специалистов-наставников приезжать регулярно в Киргшелк. И цель не в том, чтобы дети стали великими деятелями искусства, а в том, чтобы помочь им научиться творчески самовыражаться. Это будет способствовать не только «проработке» страхов, травм различного характера и снятию тревоги, но и будет развивать способность находить необычные решения даже в самых сложных ситуациях, настраивать на конструктивную деятельность. А, возможно, это поможет им также в дальнейшем профессиональном самоопределении».

Работа Мастерской основана на базовых принципах арт-терапии и современного искусства. Сценическому мастерству детей обучают актеры из театра-клуба  «МЕСТО Д», современному танцу —  ребята из группы «Wake up». Мастерством владения искусством печатного слова делится профессиональный журналист, редактор газеты и интернет-портала «Голос свободы». Планируется также обучить детей азам верстки.

Психологическое сопровождение проекта ведут психологи Студии АКМЕ, которые с самого начала работы Мастерской взяли ориентир на то, чтобы вовлечь детей  не только  как участников, но и как ответственных за качественный результат своих действий. Ребята самостоятельно определяют, от чего и кого зависит их собственный результат в творческом процессе. Итогом такой работы стал их собственный кодекс – как гарант их заинтересованности и ответственности за результат.

Директор театра-клуба «МЕСТО Д», актриса Александра Багдасарова считает, что занятия по сценическому мастерству таким детям очень необходимы. «Что меня действительно поразило в работе с ними — легкость, с которой они «заговорили» о своих проблемах на театральной площадке. Я очень радуюсь их искренности и желанию делиться сокровенным с другими. Это — крайне важно в театре! Ведь, если тебе нечего сказать со сцены, то зачем на нее выходить? Когда зритель хочет послушать стишок на утреннике — он идет на ёлку в детский сад, когда хочет посмотреть незамысловатую шутливую сценку — на КВН. Мы этим не занимаемся. Мы с ребятами увлечены театром — мы учимся понимать и принимать себя, говорить о важном с другими, впечатлять, задевать «за живое», апеллировать к тайному, теребить мысли. И у нас это получается! И… нам важна наша позиция! Следующий шаг — суметь о ней заявить широкой публике, даже если кому-то это не понравится или кого-то (о, ужас!) заставит задуматься. Это непросто, и под силу далеко не каждому взрослому, но мы постепенно научимся. Я считаю, что у нашей команды непременно получится побороть свой страх перед зрителем с помощью искренности и любви, которых у деток «Келечека» более, чем достаточно», —  уверена  Александра Багдасарова.

«Наша задача — не подготовить из этих мальчишек и девчонок журналистов, а дать возможность им выразиться, открыть свои способности, о наличии которых они ранее, возможно и не подозревали. Мне кажется, это у нас получается. Когда ребята увидели первый номер цветной газеты «Бамбуча, в подготовке которой они же и участвовали, у них зажглись глаза. Начали больше писать, и признаюсь, пишут вполне сносные статьи», — делится своими впечатлениями Абдумомун Мамараимов, редактор газеты и интернет — портала «Голос свободы».

Кстати, название своей газете ребята придумали вместе со своими наставниками. В переводе с полинезийского «бамбуча» означает «есть жизнь большой ложкой» — жить с желанием и радостью, не упуская предоставленную возможность. Жить в стране под названием «бамбуча».

Результаты работы Мастерской  будут представлены на итоговом фестивале, который по плану организаторов должен состояться 1 июня 2012 года, в день защиты детей. Кроме фестиваля в планах у исполнителей  проекта публикация брошюры с описанием модели организации «Мастерской детского творчества» в учреждении для детей из уязвимых слоев.

Елена ВОРОНИНА.

Автор фото: Тынымгуль ЭШИЕВА.