29 марта 2012 года в Ошской областной библиотеке имени Токтогула состоится открытие фотовыставки «Мир глазами детей», где будут представлены 100 работ детей с ограниченными возможностями здоровья. Проект реализуется ОФ «Келечек мекени» при содействии Программы «Поддержка СМИ» Фонда «Сорос-Кыргызстан» в рамках направления «Я сделаю страну лучше!».

Цель проекта — научить ребят рассказывать свои истории через фотографию, а также привлечь внимание общественности и СМИ к детям с ограниченными возможностями здоровья.

С октября прошлого года были сформированы 3 группы детей — в две группы были включены 20 детей из Карасуйской специальной школы-интернат для глухих детей. Третья группа детей сформирована в городе Ош, в которую вошли как дети с ограниченными возможностями с различной степенью инвалидности, так и дети из малоимущих семей, сироты и беспризорники. При формировании групп поддержку оказали сотрудники ОФ «Smile KG», тренером-фотографом выступил местный специалист Фаниль Зиазидинов, сурдопереводчиком — Сайрагуль Самибаева. Участники проекта учились фотографии при помощи непрофессиональных камер-мыльниц.

«Мы решили охватить  проектом не только детей с ограниченными возможностями, но и нескольких беспризорников и детей из малоимущих семей. С помощью фотографий мы можем привлечь внимание общества к социальным проблемам, вопросам детской беспризорности. Важно дать им возможность показать свой внутренний мир и самореализоваться», — рассказывает об отборе участников руководитель проекта Каныкей Омурбекова. — «Мы предположили и не ошиблись, что дети из села (большинство детей–воспитанников интерната прибыли из села) — это действительно особая категория детей, обладающих внутренним стержнем, стремящихся идти вперед и, что особенно важно, осознающих свои ограниченные возможности здоровья, но желающих развиваться, узнавать новое».

Один из участников проекта десятилетний мальчик Антон после практического занятия по фотографированию сказал: «Это самый счастливый день в моей жизни!» Тринадцатилетняя Дария, ответственная за группу, высказала свое мнение, что через объектив фотоаппарата мир выглядит иначе, что это возможность увидеть  мир по-новому.

Тринадцатилетняя Света рассказала: «Я уже не хожу по улице просто так, а смотрю по сторонам, замечаю все интересное и необычное. Всегда стараюсь заметить интересный вид, его цвет, форму». Воспитанница школы-интернат для глухих детей Асель отметила, что ее жизнь стала интересной после того, как научилась фотографировать. Теперь она знает, кем станет в будущем, она станет фотографом, будет делать фоторепортажи. А ее одноклассник Зулкайдар удивил организаторов тем, что на первом же практическом занятии сделал такие фотоснимки, какие может делать профессионал-фотограф.

Сурдопереводчик Сайрагуль объясняет, что у глухонемых детей развито зрительное восприятие, они очень хорошо наблюдают и запоминают то, что видели. Тренер Фаниль Зиазидинов остался доволен каждым учеником: «Дети с первого раза смогли увидеть красоту природы и правильно запечатлеть  ее на снимке. Они очень талантливые, жаждут знаний, с нетерпением ждут меня, когда я прихожу проводить занятия. Я очень рад, что работаю с ними».

Многие члены семьи с ребенком-инвалидом испытывали страх и тревогу перед самостоятельными действиями ребенка. В такой ситуации тренеры проводили беседы с родителями, чтобы они поддержали своих детей в развитии способностей к самостоятельности, общению с другими, раскрытии потенциала ребенка. В результате происходит минимизация напряжения, а ребенок получал  возможность заняться собственными интересами.

В группу бенефициаров вошли как слабослышащие и глухие, так и здоровые дети, что в дальнейшем повлияло на успешное взаимодействие их друг с другом. «Мы старались создать условия для интеграции детей с ограниченными возможностями в среду здоровых сверстников. Одной из важнейших задач, которую мы ставим перед собой – это формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями и ценностного отношения к ним. В детях воспитываются такие качества, как гуманность, эмоциональная чуткость, отзывчивость. Несколько раз во время занятий-тренингов дети были свидетелями эпилептического припадка больных эпилепсией. Несмотря на такие случаи, они были активны, всегда поддерживали хорошее настроение, заряжали положительными эмоциями. Мы рассказываем нашим детям, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении», — говорит Каныкей Омурбекова.

Уникальность проекта заключается в том, что, может быть, впервые на практике была осуществлена идея совместного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями и здоровых детей именно через фотографирование. Так как раньше организовывалось лишь ремесленное обучение таких детей.

Интернат для глухих детей в Карасуйском районе является единственным подобным учреждением по южному региону Республики. Дети проявили очень большой интерес к занятиям по фотографированию и между собой они называют деятельность проекта как «кружок по фотомастерству».

«Проект фотографии для детей с ограниченными возможностями здоровья был поддержан нашей Программой в рамках конкурса «Я сделаю страну лучше!». Мы выбирали проекты, которые имели медийный компонент и связаны с  социальной тематикой. Данный проект как нельзя лучше представил нам мир, который мы не видим по ТВ или на страницах газет. Мы надеемся, что эта инициатива не только раскрыла интересные человеческие истории, но и помогла кому-то лично», – говорит директор Программы «Поддержка СМИ» Фонда «Сорос-Кыргызстан» Элина Каракулова.

Некоторые работы участников проекта:

«Листья на скамейках» Фотография от Абдиразакова  Азиза,1996 г. Учится в средней школе им. Калинина в 8 классе. Учится хорошо. Любит спокойные игры. Воспитывается в неполной семье. Диагноз ДЦП.

Поля моей деревни». — Это поле, где жители нашей деревни сеют хлопок. Фотография от Турсуналы кызы Айзирек, 1996г.р. – ученица 8 «А» класса Карасуйской специальной школы-интернат для глухих детей. Прибыла из Ноокенского района, Джалалабадской области.

«Одинокая луна» Фотография Камал кызы Асель, 1997г.р. – ученица  6 «Б» класса Карасуйской специальной школы-интернат для глухих детей. Прибыла из Узгенского района Ошской области.

«Лавочка» Это чат наших бабушек и дедушек… Фотография от Акамбаева Кадыра, 1997 года рождения, беспризорник. Любознательный. Любит рисовать. Мама – Майрам, Отец – Адыл. В связи трудной жизненной ситуацией родители привезли мальчишку в 2009  в г. Ош и оставили в Центре адаптации и реабилитации несовершеннолетних.  (ЦАРН). Документы сгорели во время июньских событий 2010 г. Живет на улице.