Центр социальной интеграции
Проект: «Выработка вариантов политики в отношении классов и школ с узбекским языком обучения»
Программа «Общественное управление» Фонда «Сорос-Кыргызстан»
Спустя год после июньских событий 2010 года ситуация в школах, где есть классы с узбекским языком обучения оставалась очень сложной. Язык школьного обучения стал предметом идеологических дебатов, этот вопрос постоянно политизировался и нередко был источником роста напряжения в местных сообществах. Исследование, посвященное вопросам выбора языка школьного обучения, было направлено на то, чтобы выявить позиции различных групп интересов и предложить рекомендации для выработки политики в этой сфере.
В рамках проекта были проведены коммуникативные мероприятия, в которых принимали участие как педагоги и родители, так и чиновники из образовательных структур Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областей. На данных мероприятиях обсуждались возможные перспективы развития школьного образования и роли языков, на которых дети могут получать образование. Участники этих мероприятий утверждали, что в сообществах выросла потребность в улучшении знания как государственного, так и официального языков. В то же время, большинство педагогов и чиновников признавали, что для реального улучшения ситуации в сфере изучения вторых языков у школ недостаточно ресурсов – и человеческих, и методических. Одним из перспективных способов решения данной проблемы является внедрение многоязычного образования – модели языкового обучения, в рамках которой язык учится не только как отдельный предмет, но на нем ведется и несколько учебных предметов. Такая модель имеет целый ряд преимуществ, как в отношении уровня овладения языком, так и в плане экономии ресурсов. На круглых столах выступали и директора пилотных школ, которые начали в своих школах эксперимент по апробации многоязычного образования. Участники мероприятий выразили огромную заинтересованность в этом опыте.
Массовый социологический опрос о выборе языка обучения, в котором приняли участие около 1500 респондентов (педагогов, родителей и учеников), в целом подтвердил выводы, сделанные после анализа коммуникативных мероприятий. Более 90% респондентов, для которых кыргызский язык не является родным хотели бы владеть государственным языком, 90% родителей и более 70% учеников, хотели бы владеть, кроме родного и русским языком, а более половины учеников выразили желание знать английский. При этом оказалось, что в школах этих областей более 60% учителей уже сегодня готовы вести свои предметы на двух языках. Это является значительным ресурсом для продвижения многоязычного образования.
Данные, полученные в ходе исследования, были опубликованы в формате «полиси-бриф» для законодателей, полисимейкеров и чиновников образовательной сферы. Кроме того, результаты исследования презентовались на крупных публичных мероприятиях, таких как Форум по языковой политике, который состоялся в ноябре 2011 года, обсуждении опыта управления этнической сферой с представителями Ассамблеи народа Кыргызстана и Казахстана и других. По мнению экспертов, политиков и управленцев, эти данные должны стать базой для выработки языковой политики в сфере образования Кыргызской Республики.
Полиси-бриф по результатам исследования в школах юга Кыргызстан_текст.