Союз местных самоуправлений КР

Проект «Исследование эффективности выполнения собственных функций и делегированных полномочий»

Программа «Общественное управление» Фонда «Сорос-Кыргызстан»

Начиная с первой конституции 1993г., местное самоуправление (МСУ) составляет одну из основ конституционного строя  и направлено на обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения. Перечень вопросов местного значения, которые должны решать органы МСУ,  определяются законом о местном самоуправлении. К 2011 году  закон принимался 5 раз (1991, 1992, 2001, 2008, 2011гг.), за это время были приняты также ряд других законодательных актов в сфере МСУ.

Помимо своих функций органы МСУ выполняют и отдельные делегированные государственные полномочия. Конституцией КР установлено, что органы местного самоуправления могут наделяться государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных, финансовых и иных средств.

На практике до настоящего времени делегированные государственные полномочия зачастую органы МСУ выполняют за счет бюджета местного самоуправления. Из года в год перечень государственных полномочий, которые должны выполнять органы МСУ растет по причине того, что отдельные министерства и ведомства через отраслевые законы перекладывают ответственность на органы МСУ. В результате средства местного бюджета предусмотренные на ремонт инфраструктур (дороги, мосты, водопроводные линии и т.д.)  и оказание услуг местному сообществу направляются на выполнение делегированных полномочий, что негативно сказывается на качестве работы органов МСУ и порождает недовольство населения.  Экономические и бытовые проблемы в многонациональных сообществах, зачастую перерастает  в межэтнические конфликты.

В целом, вокруг делегирования органам МСУ государственных полномочий группируется большой круг нерешенных проблем – юридических, административных, финансовых, что не способствует развитию городов и сел  и порождает недовольство жителей

Союз местных самоуправлений Кыргызской Республики (Союз МСУ КР) в рамках проекта «Исследование эффективности выполнения собственных функций и делегированных полномочий» Фонда «Сорос-Кыргызстан»  провел исследование с целью выработки  механизмов направленных на эффективное выполнение собственных функций и делегированных полномочий органами МСУ.

Проблема финансирования делегированных государственных полномочий обсуждается в течении многих лет.  В действующем законодательстве, полномочия по предоставлению большинства услуг разделяется местным самоуправлением с другими уровнями власти без явного правового разграничения, т.е. нет определенности и ясности «кто за что отвечает».  Как следствие  невозможно определить и потребности органов МСУ в финансовых ресурсах.  Взаимодействие государственных органов с органами местного самоуправления не должно строиться по принципу простого перекладывания ответственности с позиции силы.

При разграничении функций и полномочий государство преже всего должно руководствоваться тем, кто же эффективней может выполнять эту функцию. Так как, получателю услуг гражданину не важно, кто оказывает эти услуги, ему важно качество оказываемых услуг.  Если этот критерий будет положен в основу, легче будет разобраться и с функцией и с тем, кто должен выполнять эти функции, —  государство само будет оказывать эту функцию, или через органы местного самоуправления, то каков порядок делегирования.

Обсуждению этих вопросов была посвящена и республиканская конференция на тему «Дееспособность местного самоуправления: законодательство и реальность», которая была проведена 20 декабря 2011г.  В работе конференции принимали участие депутаты Жогорку Кенеша КР, представители Правительства КР, Министерства финансов КР, Министерства образования КР, Министерства внутренних дел, Министерства обороны, Государственной налоговой  службы, руководители и финансовые работники органов МСУ, международные и общественные организации.

Конституционный принцип порядка делегирования государственных полномочий органам местного самоуправления не получил своего применения в силу отсутствия правоприменительной практики, порядка делегирования и отсутствия механизмов финансирования.

По завершении конференции рабочая группа проекта продолжила работу с депутатами Жогорку Кенеша КР по  разработке нового законопроекта о порядке делегирования органам МСУ отдельных государственных полномочий. В настоящее время законопроект находится в Жогорку Кенеше.

Законопроект «О порядке делегирования органам МСУ отдельных государственных полномочий» устанавливает передачу полномочий на основании закона или договора в котором содержится обоснование необходимости деле­гирования и его практической целесообразности. Если министерство или ведомство решит отраслевым законом делегировать органам МСУ  отдельные свои полномочия, то это должно будет производиться в соответствии с порядком определенным в законе «О порядке делегирования органам МСУ отдельных государственных полномочий».

Передаваемые полномочия не должны создавать препятствия для решения вопросов местного значения, и должны передаваться  при наличии реальных возможностей для их исполнения органами местного само­управления. В законопроекте предусмотрена норма запрещающая наделение органов местного самоуправления  государственными полномочиями без передачи необхо­димых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Принятие данного законопроекта не допустит простого перекладывания ответственности на органы МСУ отраслевым законом.

Приглашаем всех экспертов по  местному самоуправлению  принять участие в обсуждении законопроекта. С полным текстом законопроекта можно ознакомиться на веб-сайте Союза местных самоуправлений КР www.citykr.kg и веб-сайте Жогорку Кенеша www.kenesh.kg

Исследование эффективности выполнения собственных функций и делегированных полномочий органами МСУ