Проблема передела земли  всегда была  архисложной и чувствительной,  порождала нешуточные конфликты и инциденты. За клочок  землицы брат шел на брата, порой доходило до убийства, все споры кружились  вокруг собственности: чья она – государственная, частная, муниципальная?
Все наши здания и сооружения закон разделил   еще в 2002 году,  вот  тут и началась неразбериха. Кто-то из управленцев  среднего звена   самовольно раздавал участки направо и налево, кто-то  сдавал их  в аренду, кто-то просто  великодушно дарил родственникам  невозобновляемый материальный ресурс, по закону принадлежащий  МСУ.

Нынче цена  земли, ее балансовая стоимость, в десятки раз превышает бюджеты местных сообществ, а  настоящая  рыночная цена, которую дают  за участки предприниматели, выше балансовой в сотни раз.
Навести порядок  решили сначала в Чуйской долине. За дело взялись  сотрудники проекта «Управление этническим многообразием на местном уровне через равноправный доступ к ресурсам» Института  политики развития. Их поддержал фонд «Сорос-Кыргызстан», обеспечив финансирование справедливого  распределения  муниципальных участков через  аукционы и конкурсы.
Организовали рабочие группы с участием  Департамента кадастра и регистрации прав на недвижимое имущество, районных госадминистраций. Выбрали пилотные территории с  многонациональным составом жителей, обучили  местных активистов   правилам открытого доступа к природным ресурсам,  популярно рассказали кыргызстанцам о рациональном землепользовании, действующих законах, плановой продаже земельных участков, необходимости оставить «золотой запас» для будущих поколений.
Одно время страницы газет  пестрели материалами о судебных исках, разбирательствах: Счетная палата, прокуратура грозно обвиняли  МСУ в распродаже государственного  имущества, судьи  выносили весьма серьезные  вердикты, которые  вскоре приходилось аннулировать, так как  выяснялось, что нарушений нет,  торгуемая недвижимость  принадлежит местным муниципалитетам и те распоряжаются ею  совершенно законно.
Дело в том, что мы (так уж исторически сложилось) не привыкли следовать букве закона, (правда, законы у нас частенько меняются, в основополагающие документы вносятся поправки и дополнения, не уследишь), тем не менее жить  следует по установленным нами же правилам. Имущество – здания и сооружения – разделили, а  земля осталась вроде бы бесхозной. Ведь для того чтобы она приобрела хозяина,  нужно чтобы  участки занесли в реестр, должным образом оформили в Госрегистре, получили  соответствующие документы. Так поступает каждый здравомыслящий человек, когда приобретает в личное пользование дом или квартиру. То же самое  можно сказать и про муниципалитеты. Надо узаконить  общественную собственность.
В Чуйской долине  пошли на смелый экперимент: провели тщательную инвентаризацию городских земель, четко разделили участки, находящиеся в частной, государственной и муниципальной  собственности. Дело это хлопотное и  дорогое. Зато  обнаружили  гектары неучтенных, «ничейных» земель. Когда стали разбираться, выяснилось, что  собственники – юридические и  физические лица – потихоньку  в течение десяти лет  строили заборы,  «отъедали» для себя лишние  квадратные метры.  Разборки идут до сих пор, ведь  предстоит  упорядочить  документы,  а за оттяпанные клочки  взыскать плату.
Местные  власти решились на поистине  революционный шаг: совместно с постоянно действующей рабочей группой, представителями Госрегистра и Главархитектуры подготовили  стратегию управления  муниципальными землями, чтобы вынести ее на всеобщее  народное обсуждение.
Корреспондента «СК» пригласили   на обсуждение  плана управления муниципальными землями в Логвиненковский айыльный  аймак. Результаты учета и инвентаризации земель  представил заместитель главы сельской  управы  Алмаз Доронбеков. В селах Чон-Далы и Новопокровка, где проходили  общественные слушания, проживают люди тридцати национальностей. Местный бюджет вместе с грантами  составляет немногим более 20 млн. сомов. В муниципальной собственности одиннадцать объектов – школы, детские сады,  дороги, парки и т.д. Кроме того, есть  свободные, ничем не застроенные  земли. Жители  живо интересовались, на что будут направлены будущие доходы от продажи и аренды земли. Что станет с временными землепользователями, у которых все еще нет договоров об аренде? Будет ли прямая продажа земельных участков в собственность без проведения  аукциона или конкурса?
Иссыкатинцы   продемонстрировали активность, осведомленность, сплоченность. Правда, на один и тот же участок  неучтенной муниципальной собственности нередко  заявлялось  несколько вариантов решения – продажа, сдача в аренду,  проведение аукциона, оставить  в «золотом фонде»  для подрастающего поколения.
Юрист Айнагуль  Бакасова рассказала о порядке и об условиях предоставления прав собственности на земельные участки, находящиеся  в муниципалитете. У Логвиненковского АО даже есть свой герб и гимн, который они поют уже 15 лет. Открытость, прозрачность – неотъемлемые  принципы демократии, децентрализации, которые воплощаются нынче в жизнь  малыми городами и селами. У  людей появляются уважение и доверие к местной власти, а чиновникам  поддержка  реформ на местах  ох как нужна! Ведь после обсуждения с населением плана развития документ с  дополнениями и предложениями   должен принять на своей сессии айыльный  кенеш.
Цель проекта – взять под контроль  судьбу муниципальных земель, сбалансировать земельные интересы различных групп населения, извлечь как можно больше доходов от продажи земли для  капитальных инвестиций  в инженерную и социальную инфраструктуру, на пользу всему населению.
В мае  рабочая группа  Логвиненковского айыльного округа провела обследование и выявила 15 пустующих земельных участков общей площадью 3,2 гектара. Часто люди пользовались своим огородом, не  зная, что это не их собственность, а муниципалитета. Составили карту, на которую нанесли все свободные земли, материалы по акту сверки передали  в Госрегистр. Домохозяйствам предложили выкупить  «лишние» площади, деньги внести  на расчетный счет айыл окмоту.
Очередная сессия айыльного кенеша  включила  в реестр  муниципальной собственности 76 свободных земельных участков. Теперь после общественных слушаний, в которых приняли участие местные депутаты и председатели квартальных комитетов, судьба земельных участков  будет передана  специально созданной земельной комиссии, состоящей из девяти человек.
Земельные участки предстоит оценить независимому оценщику по зонам – в  центре села  находится тот или иной объект продажи или  на окраине? От этого  и будет зависеть его стоимость.
За период реализации проекта  сотрудники Института политики развития  отмечают кое-какие достижения. Во-первых, взаимоотношения между государственными органами и   МСУ перешли на новый уровень, стали намного эффективней; во-вторых, удалось привлечь  к управлению муниципальной собственностью  сельчан, заинтересовать их, а также  повысить знания  депутатов местных кенешей. А главное —  наводится порядок  в учете и инвентаризации муниципальных земель, на каждый выявленный бесхозный клочок земли составляются схемы кадастров, которые затем переносятся на карты.
Все это поможет айыльным округам  стать  самостоятельными, пополнить свои бюджеты за счет рационального использования  муниципальной собственности.

Галина ЛУНЕВА.

10 июля 2012 года, «Слово Кыргызстана».