Реабилитационный Центр «Оберег» — действующая и развивающаяся организация, вся деятельность которой направлена на коррекционную помощь и всесторонние развитие детей, подростков и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Миссией организации является возвращение к полноценной жизни детей, подростков и молодых людей с ограниченными возможностями, их социальная реабилитация и адаптация в окружающий мир путем психолого-педагогической и частичной медицинской коррекции в условиях дневного и ночного стационаров.
Здесь воспитываются ребята с самыми сложными психическими и физическими заболеваниями: детский церебральный паралич, эпилепсия, синдром Дауна, аутизм, умственная отсталость (все они являются инвалидами 1 и 2 групп в возрасте от 3-х лет и старше).
С октября 2011 года центр «Оберег» реализовывает проект: «Я, ты, он, она — вместе добрая страна!» при поддержке программы «Образовательная реформа» Фонда «Сорос-Кыргызстан». Его цель — профессиональное обучение детей, подростков и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, развитие их творческих способностей и совершенствование имеющихся возможностей путем инклюзивного образования (внедрения их в группы здоровых детей Центра детского и юношеского творчества Первомайского района г. Бишкек); развития собственных действующих студий и мастерских (мастерские: швейная, цветоделие, бисероплетение и др; студии: ИЗО и музыкальная).
В результате реализации проекта «Оберег» на собственном примере доказал, что инклюзивное образование должно быть обеспечено на всех уровнях во всех учреждениях системы образования, включая учреждения внешкольного образования. “Инклюзивное образование, на сегодняшний день, актуально и приемлемо как для ребят с физическими, так и с ментальными нарушениями”, — считают они.
Одним из устойчивых результатов достижения успехов ребят в реализации проекта можно привести в пример историю Насти Тей.
«Когда она пришла в Центр, то педагоги, считали, что у нее помимо ее диагноза умственная отсталость, есть признаки аутизма. Девочка была очень зажата, не контактировала с окружающими. Реакцией на любое обращенное к ней слово, было вжатие головы в плечи. На уроках не отвечала ни на один вопрос. Рукоделием не занималась. На все задания отвечала: «Я не могу, не умею, не хочу».
Для Насти участие в этом проекте было судьбоносным. Во-первых, самое главное: она перестала бояться людей. Она стала контактировать с окружающими, и что очень важно, со здоровыми людьми. Во-вторых, она научилась адекватно реагировать на задания, на поставленные перед ней задачи. И, в-третьих, она научилась работать руками.
Настя ходила в несколько кружков: школу домоводства, на сценическое мастерство, бисероплетение. Наравне со всеми, она изготавливала различные поделки из природных материалов, плела браслеты из бисера, заучивала и декларировала стихи. И теперь, пусть не на все 100%, но в большей мере, она готова к жизни в социуме. Более того, она многое умеет! И ей это нравится! Проект: «Я, ты, он, она — вместе дружная страна!» — явился отличным показателем актуальности и устойчивости инклюзивного образования в Кыргызской Республике. Проект подтверждает необходимость включения внешкольных учреждений в систему инклюзивного образования, его приемлемость не только для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП), слепых и глухих, но и для ребят с ментальными нарушениями. “Наши ребята — не обуза для общества, они полны сил и творческого потенциала. У них добрые, открытые сердца. Они счастливы и свободны в проявлении чувств, эмоций, теплоты, в оказании помощи друг другу. Они наслаждаются жизнью так, как могут только они: без интриг и зависти, без злости и корысти. Они многое хотят! Они многое могут! У них многое получается! Удивительные, светлые люди!” – восхищаются воспитатели центра.
Фото Шайло Джекшенбаева.