Как показала практика проекта «Повышение потенциала энергопотребителей и эффективное взаимодействие с предприятиями ТЭК» фонда «Содействие экономическому развитию и образованию», 90-95% населения не имеют базовой информации по правам и обязательствам перед предприятиями ТЭК (топливно-энергетический комплекс).
Многие потребители не знают, что делать и куда обращаться при неправомерных действиях представителей энергокомпаний. Необходимо проводить обучающие тренинги лидеров групп новостроек города, проводить обширные разъяснительные работы относительно прав и обязанностей потребителей электроэнергии во избежание конфликтных ситуаций и снятия социального напряжения в отопительный сезон. По результатам предыдущих встреч в новостройках выяснилось, что жители не имеют доступа к информации о деятельности в этой сфере. Нет полного представления о проводимой работе в повышении качества услуг. Многих граждан не впускают в госучреждения и в предприятия ТЭК, что вызывает недовольства среди населения. Данный проект был направлен на максимальное сокращение закрытости предприятий ТЭК, на организацию диалога между потребителями и поставщиками услуг, для того что бы были учтены предложения и пожелания граждан в сфере электроснабжения и разработки нормативно-правовых актов, нацеленных на улучшение качества услуг ТЭК. Создание «горячей линии» на период отопления в зимнее время, чтобы граждане могли получить квалифицированную консультацию на получение качественного электроснабжения, защиты прав энергопотребителей, содействие устранению причин недовольств граждан в области электроснабжения.
На период отопительного сезона 2012-2013 гг. в рамках проекта работала «Горячая линия», целью которой было своевременное информирование и консультирование энергопотребителей по вопросам правовых взаимоотношений между поставщиками и потребителями электроэнергии. В основном, обращения граждан касались частого отключения электроэнергии, низкого напряжения в сети, работы контроллеров, относительно работы и установки электросчетчиков и т.д.
Всего на «горячую линию» с 01 ноября 2012 года по 28 февраля 2013 года поступило 105 звонков от граждан. На все поступившие звонки специалист «горячей линии» и сотрудники проекта реагировали и оказывали реальную помощь. Не было случая, что бы позвонивший человек остался без ответа.
Наиболее ярким, как нам показалось, стал один случай, когда на «горячую линию» позвонили жители с. Ново-Павловка (Чуйская область) с жалобой, что в их жилмассиве «Поле чудес» уже несколько дней подряд нет электричества, их неоднократные обращения в местные органы власти, в районный РЭС результатов не дают. По «бегущей строке» по телевидению они узнали, что работает «горячая линия» и решили обратиться к нам. По словам жителя жилмассива Кузуралиева Чумадила недовольные граждане уже собирались выходить на пикет на площади Дома Правительства КР. Специалисты «горячей линии» попросили дать час времени для выяснения обстоятельств и попытку устранения причин недовольств. Также, специалисты связались с менеджером Сокулукского РЭС — Тюлегеновым Арыстаном Ишенбековичем, который пояснил что в рамках плановых ремонтных работ на 7 и 8 подстанциях «Рассвет» необходимо поменять масло на масляном выключателе, а рабочих рук не хватает. Мы ознакомили его со сложившейся ситуацией, после чего он принял жесткое решение — снял людей и перенаправил их на объект, требующей немедленного ремонта. Мы позвонили абоненту и поставили в известность, что приняты меры. Таким образом ситуация была выровнена. А через час Кузуралиев Чумадил сам перезвонил нам и поблагодарил нас за быстрое реагирование.
После окончания срока работы «Горячей линии» по проекту, а именно до конца февраля, звонки на рабочий телефон продолжали поступать и в марте месяце. 31 марта в воскресение к нам поступил звонок от домкома в микрорайоне «Аламедин», который сообщил, что после шквального ветра произошел обрыв провода на высоковольтной линии, концы провода лежат на земле и идет периодическая искра. Его звонки в дежурные службы РЭСов ничего не дали, так как это произошло в выходной день, и никто трубки не брал, поэтому он позвонили на «горячую линию». Мы созвонились с МЧС, службой спасения, нашли координаты диспетчеров «Северэлектро» и поставили их в известность. Сообщили домкому фамилию и контактные телефоны диспетчера, принявшего наш звонок, для дальнейшего устранения аварии.
Муканбетов Данияр, директор ОФ «Содействие экономическому развитию и образованию»
Финансирование: программа «Бюджетная прозрачность и подотчетность» фонда «Сорос-Кыргызстан»
Проект «Повышение потенциала энергопотребителей и эффективное взаимодействие с предприятиями ТЭК»
Фотографии сделаны во время рейда по выявлению теневых коммерческих абонентов, которые используют электроэнергию в целях получения прибыли. Рейды проводились совместно с представителями УГНС, МВД, МТУ, энергетиков и СМИ.
20.05 2013 г.