В 1996 году Актан Арым Кубат в рамках программы “Этническое развитие” фонда “Сорос-Кыргызстан” снял серию социальных роликов – “Ырыс алды ынтымак”, “Алакандай элибиз ынтымактуу бололу”,  “Келечегиңер кең болсун”. Ролик “Ырыс алды ынтымак” в ноябре 1996 года завоевал гран-при на шестом Московском международном фестивале рекламы, а в 1997 году удостоился Бронзового Льва Каннского фестиваля рекламы “Львы -97”. Несмотря на то, что уже прошло много лет эти короткие фильмы до сих пор актуальны. Во время июньской трагедии 2010 года на первом канале страны все три ролика крутили постоянно. Главное сообщение этих житейских историй – единство в согласии и дружбе, оказалось темой вне временных и географических рамок.

Образ близнецов из ролика “Ырыс алды ынтымак” в этом году был воспроизведен на визуальной продукции в рамках 20-летия фонда “Сорос-Кыргызстан”, так как отвечает идеям сотрудничества, солидарности, взаимоподдержки, которые фонд вот уже на протяжении двух десятилетий продвигает в рамках миссии — содействия развитию открытого общества. О том как проходили съемки и как зарождалась идея рассказывает режиссер Актан Арым Кубат.

— В то время когда мы решили снимать эти короткие фильмы, была своебразная мода на социальные ролики. Российские каналы вещали так называемый “Русский проект” (“Вспомним”, “Позвоните родителям” и т.д.). Вообще идея сделать социальную рекламу принадлежит Чинаре Джакыповой (председатель правления фонда “Сорос-Кыргызстан” в те годы, прим.авт.). До этого мы сделали документальную картину о деятельности фонда Сороса в Кыргызстане во всех регионах. После поступило совершенно неожиданное предложение попробовать социальную рекламу. Я никогда не занимался ею и понятия не имел, что это такое. Было множество различных идей, но решили остановиться на близнецах. “Ырыс алды ынтымак”, “Алакандай элибиз ынтымактуу бололу”,  “Келечегинер кен болсун” – это некая трилогия на одну тему с одними персонажами. Кроме этих роликов мы сделали “Вместе переждем”. Тема была связана с оттоком русскоязычного населения, потом был ролик по борьбе с наркоманией и алкогольной зависимостью. Антиалкогольный ролик и “Ырыс – алды ынтымак” благодаря поддержке Фонда “Сорос-Кыргызстан” стали участниками фестиваля в Москве. В итоге ролик получил награды двух премий.

— Все до сих пор помнят этих близнецов…

— Из нашей серии, конечно, самый известный “Ырыс алды ынтымак” и его герои —  близнецы Асан и Усөн. Мы даже сделали 7 минутную короткометражку – “Асан Усөн”.

Детей мы искали долго, по-моему мы пригласили около 70 близнецов на пробы. Затем были фотопробы, 3 пары попали на видеопробы. По итогам кастинга было решено снимать Асана и Усөна. Съемки проходили в селе Байгелди Чуйской области. Около трех месяцев ушло на подготовку всех трех роликов.

— Как проходил процесс съемок?

— Мне нужен был конфликт между братьями, чтобы тему раскрутить. Я их попросил поругаться,  в какой-то момент они застыли, я не могу понять, мы снимаем, спрашиваю “Вы поругались?”, они – “Да, поругались”. Спрашиваю, а что притихли. Они оказывается словесно говорили “Эмне? Теменени терип же!” (Детская дразнилка по смыслу к примеру –“Что? Бабка села на плечо! – прим.авт.). И в принципе, то что они говорили потом попало в ролик. Мы не думали, что так будет, хотелось активного диалога, но они таким образом подали идею. Работать с детьми всегда сложно, а с другой стороны, если какой-то продукт получается, то они очень искренние, ты веришь той истории, которую они хотят отразить на экране. В этом смысле  с ними не было никаких проблем.

— Наверное было много смешных моментов.

— С детьми всегда много смешных моментов. Киношники ведь по-особенному одеваются: я не заметил, что вся наша группа была в очках. Я тоже был в солнцезащитных очках. Видно пацанятам понравилось, попросили очки и тоже потом в них ходили, как взрослые. Съемки заканчиваются и они тоже одевают очки. Такое было смешное подражание взрослым.

— А дедушка?

— Если бы дед был актером, то, наверное, за ним был бы слой его образов, который бы мог препятствовать восприятию в данной роли. Несмотря на то, что с  непрофессионалами всегда трудно работать, я предпочитаю этот подход. Это мои принципы, этого хотела и Чинара Шаршеевна. Самое главное установить контакт с актерами и тогда никаких проблем.

— Кто с вами был в команде?

Оператор-постановщик Хасан Кыдыралиев, один из самых на сегодня известных кыргызских операторов и Талант Акынбеков. Художник-постановщик – Эмиль Тилеков. Фотограф – Эркин Болжуров. Эта же команда впоследствии работала на моем первом полнометражном фильме “Бешкемпир”. До этого мы делали фильм “Селкинчек”, “Где твой дом, улитка?”. Саша Юртаев сделал музыку ко многим нашим фильмам. Важно, чтобы музыка была бы незаметной, но эмоционально должна поддерживать весь сюжет, в этом смысле она была точная. Это, наверное, были самые дорогие ролики, ведь мы снимали на кинопленку, посылали на проявку в Москву, мы соблюдали все технологии, которые требуются в подготовке фильмов. Была очень серьезная работа. Мне кажется, тогда мы одними из первых использовали дельтаплан. Я вспоминаю, это был качественный подход к процессу. И что важно, была полная творческая свобода и доверие заказчика.

— В этих историях маленький кусок нашей жизни. Герои такие родные. В чем секрет успеха?

— Мне кажется, прежде всего, тем, что истории взяты из жизни, они достоверны. Мы пытались сделать сюжетные зарисовки и применяли некий юмор. В роликах не было назидательности. Они все сделаны через игру. Там нет прямого призыва, живите так или делайте так. В этом смысле они смотрятся как житейские истории. Ролики объехали весь мир и в любом месте и любое время будут понятны. Плюс — выбор персонажей. И мы к процессу относились как к полноценному фильму и не рассматривали продукт как социальный ролик.

— Была выпущена серия имиджевой продукции.

— После успеха роликов мы сделали имиджевый плакат “Келечегинер кен болсун”, где изображен мальчик с путами. Мы его специально искали. Фонд Сороса как некая организация, которая обрезает путы нашему обществу,  его демократизации. В этом смысле мне показалось традиция разрезания пут ребенку, когда он начинает ходить, была очень символична и подходила  к деятельности фонда. Мы думали, будет красивее, если сделаем национальную одежду, при чем не такую салонную. После роликов была выпущена серия открыток  “Ырыс алды ынтымак” – “Давайте вместе работать”. Потом Эмиль начал делать календари, которые корнями уходят к “Бешкемпиру”. Нам хотелось показать лоскутное дело — курак. И мы ездили по всему Кыргызстану собирали материалы для первого календаря. Потом мы сделали документальный фильм о приезде Сороса и продумывали сценарий организации его приезда. Я думаю, в моей карьере и популярности после, эти социальные ролики сыграли не последнюю роль.

Беседовала Тынымгуль Эшиева

Ссылка на фильм. http://media.soros.kg/play/20/76


Фото Эркина Болжурова.

В ролях:

Асан Джумабеков

Усен Джумабеков

Абыт Казыбеков