Каждый год республика Эвергриния открывает свои двери для подростков, где они строят свое собственное государство, учатся азам демократии и рыночной экономики и просто готовятся ко взрослой жизни. Когда-то бывший частью программы “Трансформация гуманитарного образования” фонда “Сорос-Кыргызстан” Республика Эвергриния стала успешной моделью дополнительного образования для детей и их вовлечения в гражданскую активность и решение социальных проблем. О прошлом и настоящем Эвергринии рассказывает Александр Иванов, директор Фонда поддержки образовательных инициатив (ФПОИ) — преемник проекта “Республика Эвергриния”.


— В 1996 год году я работал в фонде “Сорос-Кыргызстан”. В то время в программе “Трансформация гуманитарного образования” сложилась интересная команда неспокойных людей, во главе с директором Мадеюевым Ахматом. Планирование тогда в фонде было достаточно свободным. Еще не разрабатывали стратегии, была высокая степень свободы в организации мероприятий, реализации проектов, мы не боялись трудностей и с головой бросались в инновационные проекты, какими бы сложными они не были. Во время совещания по планированию образовательных проектов мы обсуждали организацию лагерей для детей. В рамках программы были направления “Экономическое образование”, “Экологическое образование”. “Дебатная программа” и поддержка СМИ. На тот момент было 50 пилотных школ, с которыми мы планировали плотно работать по программе.

Мы долго обсуждали возможность организации тематических лагерей. Я предложил не зацикливаться на количестве лагерей и провести один, но очень интересный. В студенчестве я работал в лагере в “Артек”. Там у нас был день самоуправления. Я вспомнил этот момент из своей биографии. И возникла идея с построением государства. Так получилось, что именно я предложил сделать этот лагерь, но создавала проект вся команда вышеназванной программы при поддержке всего фонда “Сорос-Кыргызстан”. Пилотным школам дали задание прислать одного дебатера, юного экономиста, эколога и журналиста. Мы не представляли, что получится с идеей внедрения денежной валюты — гринов. Были только наброски: раздадим деньги, а что они с ними начнут делать, мы особо и не думали. Так мы собрали детей, напечатали грины. И случайно ли или закономерно, но дети загорелись идеей построения своего государства.

— И как все было воспринято?

— Дети начали зарабатывать, проявлять инициативу . Мы испугались, так как сами были не очень готовы к такому повороту, многое в устройстве государства мы и сами не понимали. Первую Эвергринию мы спали по 2-3 часа. Как только укладывали детей, садились за книжки и изучали, готовились к следующему дню. Все придумывали экспромтом. Фонтанировали идеями и внедряли все. Эффект от первой Эвергринии был фантастический. В конце финальным аккордом мы разыграли путч 1991 года. Несмотря на все перипетии, в итоге все завершилось круглым столом – демократия победила.

Телевидение тоже запускали в процессе. Тогда это было все сделано примитивными методами: внизу на первом этаже телевизор, на втором диктор сидел перед камерой, а внизу толпа смотрела программу.

— У государства кроме валюты должны быть и другие атрибуты.

— Все – герб, название, население и даже гимн. Его исполняет Ирина Шотт, выпускница Эвергринии, сейчас она певица в России. Написан он до создания республики. Мы попросили школьников-дебатеров придумать гимн страны, потом все обработали, аранжировку сделали.

— Что было после Эвергринии, какой эффект?

— Дети приехали в свои села, районные центры и сами начали создавать систему самоуправления в своих школах, так появились первые школьные парламенты. В первые годы многое было реализовано в экспериментальном режиме. Постепенно практика систематизировалась. Сейчас, особенно с того момента, когда ФПОИ взял на себя организацию лагеря – это методически подготовленный интеллектуальный проект, где все продумано — от расселения детей по корпусам до построения коммуникаций и реализации идей.

— Получается у детей играть в политику?

— Трудно назвать это игрой. Чтобы понять это, надо там быть. Играют все и даже работники пансионата втягиваются. А для детей игра – это нормальное состояние. Это куда более естественное занятие для них, чем они занимаются в школе. Поэтому за 11 дней ребенок получает больше, чем за несколько лет в школе.

Дети проецируют то, что в жизни видят?

— Раньше этого было больше. И коррупционеры были, и парламент все время с президентом в противоречии был – все события отражение нашей действительности.

— Что изменилось?

— В первых лагерях мы много внимания уделяли политике и экономике. В этом смысле была большая конкуренция среди детей, чтобы занять те или иные позиции в государстве. Сейчас Эвергриния стала более педагогичной, образовательной. Мы стараемся, чтобы каждый ребенок получил свою возможность для роста и образования, вне зависимости от возраста, языка. Мы намного меньше стали играть в политику. Сейчас у нас достаточно активное культурное направление.  Хотим, чтобы каждый ребенок действительно что-то получил.

— Как переходили на платные путевки? Сложно было, наверное.

— В 2002-2003гг. мы не проводили лагерь. Таджиский фонд Сороса в 2004 году предпринял попытку реанимации на своей территории и был реализован совместный проект Кыргызстана и Таджикистана. Уже там мне было предложено взять на себя этот проект и продвигать как некоторый бренд Кыргызстана для позитивного имиджа страны. Тогда же возникла идея с продажей путевок. Надо было рисковать деньгами. Стоимость путевок тогда была 220 долларов, мы продали 120. Все сделали самостоятельно нашей командой, буквально на кураже.

— Есть какие-то критерии для места проведения?

— К сожалению, культура бизнеса у нас невысокая, редко где получается два года подряд провести. У нас есть базовые принципы, которые не все пансионаты выдерживают. Ребенку предоставляется максимальная степень свободы, в то же время необходимо обеспечение безопасности. Ни один взрослый не имеет права сказать ребенку иди туда, сделай это.

— Многие эвегринцы теперь уже взрослые…

Данияр Аманалиев – один из первых эвергринцев в прошлом году купил для сына путевку. Николай Яровой, из г.Шопоков, сейчас помогает своей родной школе, является членом наблюдательного совета школьного самоуправления. Он в прошлом году купил 4 путевки за 2000$ для своей школы и доверил выбор участников ее руководству. Эльмира Жолдошева, участвовала в Эвергринии, когда была идея установить монархию вместо республики. Она была провозглашена королевой. Характер у нее был сильный, выдержала это испытание. Я ее много лет не видел. Потом встретил и узнал, что она руководит НПО “Центрально-Азиатский Альянс по воде” на юге. В своих проектах, связанных с чистой водой и гигиеной, она включила компонент по работе со школьным парламентом в селах, охваченных проектом. Зерно, которое тогда было посеяно, проросло уже в настоящем. Она была одной из первых, кто занимался распределением и учетом гуманитарной помощи в 2010 году. Я был в Оше два года назад, когда ей вручали государственную награду. Приятно узнавать о наших ребятах, что они делают доброе дело. У нас много выпускников, которыми мы гордимся. К примеру, Медер Кадыралиев, сейчас работает в компании  Google, Данияр Аманалиев в Кыргыз Концепте, Данияр Элебаев в ЮСАИД и много других имен из разных организаций. Можно сказать мы повлияли на формирование молодых лидеров страны.

Беседовала Тынымгуль Эшиева

В этом году республика Эвергриния будет создана на территории пансионата «Goodlake» на побережье озера Иссык-Куль со 2 по 13 июля 2013 г. Молодежная программа Фонда «Сорос-Кыргызстан» предоставила 20 бесплатных путевок по конкурсу и 18 путевок по менторской программе Летней школы демократии.

О проекте вы можете прочитать подробнее по этой ссылке http://evergreenia.kg/?page_id=9