Лира Самыкбаева: По-настоящему инновационных школ в Кыргызстане нет

Рабочая группа создана при поддержке комитета ЖК по образованию, науке, культуре и спорту. Планируется, что концепция будет разработана уже к концу июля. Менеджер программы «Свобода информации» фонда «Сорос — Кыргызстан» Лира Самыкбаева рассказала «ВБ» о том, как будет внедряться эта концепция.

— Почему об этой концепции заговорили только сейчас?

— Несколько лет назад министр образования собирал доноров, чтобы обсудить проект «Ноутбук каждому школьнику». На тот момент на реализацию этой идеи требовалось около $300 млн. Но дело стало не столько за деньгами, сколько за тем, что отсутствует местный цифровой контент. Тем более в регионах 98% школьников кыргызскоязычные.

— Но ведь можно оцифровать имеющиеся материалы?

— В этом-то и загвоздка. В период с 1996 по 2002 год при поддержке фонда с английского на кыргызский было переведено много книг. Но проблема в том, что их не получается оцифровать, потому что у фонда нет авторских прав на цифровые версии. По этой же причине невозможно перевести в цифровой формат школьные учебники.

Прежде чем их отсканировать, надо составить авторский договор, а это не всегда возможно. Причин несколько, например, авторы не соглашаются, либо они передали права издательским домам и так далее. Инициатива «Открытые образовательные ресурсы» как раз призвана сделать образовательный контент бесплатным. В национальном плане развития образования МОиН одной строкой сказано, что необходимо использовать информационные технологии. Но каким образом, не уточняется. Когда будет принята концепция ООР, все сразу встанет на свои места.

В нынешнем году Фонд Сороса запустил пилотный проект по разработке электронных учебников. Для начала взяли учебник по кыргызскому языку за 6-й класс, подписали с автором договор, предусматривающий копирование и распространение материалов в Интернете. Одновременно разрабатывается программное обеспечение, которое в будущем позволит быстро тиражировать такие учебники.

— Учитывая, что в Кыргызстане нет опыта в применении ООР, что будет взято за образец при разработке концепции?

— Существует модельная национальная концепция ООН, разработанная ЮНЕСКО и рекомендованная к принятию. Она будет взята за основу. В документе будут отражены вопросы лицензирования, финансирования учителей, которые разрабатывают курсы и прочие аспекты. В Кыргызстане запущен проект 100 инновационных школ. В этих учебных заведениях проведен Интернет, установлены роутеры, современные компьютеры. Но этого недостаточно, чтобы получить статус инновационной школы. Должны быть также внедрены электронные учебники, а главное, преподаватели должны уметь всем этим пользоваться. Наш проект сконцентрирован как раз на этом аспекте.

— Проект касается только школьного образования?

— Мы работаем в трех направлениях – школы, вузы и научные учреждения. Чтобы учебный материал был в открытом доступе, необходимо внести изменения в законы «Об авторских правах», «Об образовании». В этих документах должно быть прописано, что материал, разработанный и изданный на бюджетные средства или донорские гранты, распространяется бесплатно. Есть понятие «открытая лицензия» — публичный договор, где автор в одностороннем порядке разрешает бесплатное использование своего продукта. За рубежом это давно практикуется.

— Вузы, насколько известно, тоже не торопятся выкладывать в Сеть свои наработки?

— Вузы – огромный генератор образовательного контента, и вопросы, касающиеся авторских прав, решаются легче – через ректорат. В некоторых российских вузах, например, приказом ректора утверждено, что все наработки, созданные внутри университета, должны быть в открытом доступе. Такова институциональная политика учебного заведения.

Наш фонд месяц назад объявил грантовый конкурс среди вузов на проведение различных тренингов, семинаров, чтобы объяснить преподавателям суть открытых образовательных ресурсов. Ведь если раньше преподаватель был единственным источником знаний, то сейчас мир изменился, студенты получают большую часть информации через Интернет. И задача педагога – грамотно координировать работу студентов, систематизировать их знания, отслеживать прогресс или регресс. Известные университеты мира уже давно выкладывают свои курсы в Сеть. Все желающие могут их использовать.

Практически во всех вузах имеются электронные библиотеки, однако материалы туда собираются с трудом, преподаватели не изъявляют никакого желания выкладывать свои работы в Сеть.

— Может, боятся, что их уличат в плагиате, ведь не секрет, что большинство научных работ «сдуты» из Интернета?

— Возможно, и по этой причине. А кто-то опасается выкладывать в Паутину свои наработки, как раз опасаясь плагиата. Должно пройти время, чтобы эта концепция прижилась и стала давать ощутимые результаты.

Подробнее читайте в среду, 28 мая, в газете «Вечерний Бишкек».

Автор — Амалия Бенлиян

URL: http://www.vb.kg/273808