Президент фонда «Современная Польша» рассказал, как в его стране открытые образовательные ресурсы помогли повысить уровень знаний.

Источник: ВБ
31.07.14   16:37

Во всем мире открытые образовательные ресурсы (ООР) приобретают все большее значение, предоставляя доступ к образованию людям самых разных слоев. В этом смысле отличных результатов добилась Польша, значительно повысив уровень образования и качество обучения благодаря развитию ООР.

Президент фонда «Современная Польша» Ярослав Липшиц, который продвигает проект открытых образовательных ресурсов в своей стране, решил поделиться с читателями «ВБ» историей успеха:Ярослав Липшиц: Детям ничто не должно мешать на пути к образованию

«Я здесь, чтобы рассказать вам историю открытых образовательных ресурсов в Польше, в которой я участвовал с самого начала. Это история о мечте о мире, в котором все дети учатся и меняют свою жизнь к лучшему. Учатся вместе. Независимо от их происхождения, от того, сколько денег у их родителей. Без искусственных препятствий, которые мы, взрослые, проложили между ними и знаниями.

Это история о том, как превратить мечту в реальность.

В наше время знание – это все. Если у вас нет ничего, то вы понимаете, что ваша воля и ваши навыки являются вашей единственной надеждой. Это относится также и к странам. Если у вас нет нефтяных и газовых ресурсов, вы можете полагаться только на мудрость, творчество и стремление к успеху ваших граждан. Поэтому инвестиции в образование являются инвестициями в будущее вашей страны.

ООР стимулируют развитие творчества и инноваций, ликвидируют барьеры на пути к знаниям и образованию. Кроме того, они делают государственные расходы более эффективными.

Многие думают, что ООР – это учебники в электронном виде. На самом деле это намного больше. Это профинансированные государством или разработанные обществом учебные материалы, которые могут использоваться в любой форме. Например, нынешняя инициатива Министерства образования Польши нацелена на бесплатное предоставление учебников каждому школьнику и школьнице в первом классе начальной школы в печатном формате. Эти учебники также являются ООР. Министерство печатает книги, потому что не все дети имеют смартфоны, планшеты и ноутбуки. Но в то же время учебники являются надежной инвестицией в будущее, так как авторское право принадлежит государству, а не издателю. Следовательно любой может копировать, улучшать, адаптировать их под нужды детей с особыми потребностями.

С открытыми образовательными ресурсами вы не должны платить за учебники каждый год. Вы платите автору один раз, а затем вы просто допечатываете необходимое количество копий или выставляете учебник в Интернете бесплатно, позволяя другим улучшать его. Таким образом, вы можете использовать все ресурсы, созданные по всему миру, бесплатно и легально.

Это стратегическое решение, которое направлено не только на снижение стоимости образования для детей и их родителей. Это решение, которое позволяет учителям быть творческими. Конечно, не все будут креативно подходить к данному вопросу, но эти люди будут способны принести в школы больше позитивных изменений, чем вы можете себе представить. В Польше маленькая группа творческих учителей создали веб-форум под названием SuperTeachers — «СуперУчителя» и начали изучать опыт друг друга. Сейчас многие из них являются высококвалифицированными специалистами своего дела.

Все это началось в 80-х годах с развитием свободного программного обеспечения. Концепцией проекта является свободный обмен. Это не новшество, но у нас уже есть доказательства того, что он работает. Это можно увидеть на примере операционной системы Android на ваших телефонах, на серверах Linux, на браузере Firefox и тысячах других программ, которые вы используете каждый день бесплатно. Все вышеперечисленное является свободными программными продуктами. ООР – это та же концепция, которая применяется к образовательным материалам и учебникам.

Это движение впервые определило ЮНЕСКО в 2002 году. В 2007 году была составлена Кейптаунская Декларация, которая призывает правительства и образовательные учреждения обеспечить финансирование для развития ООР и осуществлять политику их применения на практике. И я горжусь тем, что являюсь ее частью.

В 2012 году была подписана Парижская декларация ЮНЕСКО. Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD) выпустила несколько рекомендаций для ООР. Европейский союз сделал это своей официальной политикой. Конечно, путь от подписания официальных документов до их исполнения всегда долог, но мир сделал это с умом.

Ключевым фактором в успешном развитии ООР в западном мире являются свободные лицензии: юридические инструменты, которые защищают право на использование и повторное использование материалов. Могут возникнуть несколько препятствий на пути к развитию ООР, но одна вещь остается неприкосновенной – несмотря на то, какие юридические инструменты вы используете, необходимо твердо отстаивать право каждого на неограниченный доступ, распространение, адаптацию и распространение ООР. Вы можете использовать свободные лицензии или можете распространять их как всеобщее достояние, но эти права не могут быть ограничены, если мы хотим добиться успеха в развитии ООР.

Бесспорно, будут возникать серьезные препятствия на пути к ООР, но многочисленные проблемы могут быть решены. Вы должны вовлечь все заинтересованные стороны: школы и учителей, государство и политиков, НПО и библиотеки.

ООР были успешно использованы в странах, которые не обладают высокими показателями в области образования. К примеру, проект Siyavula позволил достичь реальных изменений в Южной Африке. В Бразилии заметен прогресс в данном направлении. Польша является образцовой страной в адаптации концепции открытых образовательных ресурсов, а вот в США ООР продвигается с трудом.

В Польше все началось с Википедии, занимающей первое место среди ресурсов, к которым обращаются за справочной информацией в большинстве стран. И это на условиях свободной лицензии.

В 2007 году фонд «Современная Польша» запустил проект под названием Wolne Lektury – свободную интернет-библиотеку с книгами, которые должны прочитать все студенты. В настоящее время это самая популярная библиотека в Польше. Мы также начали работать над проектом «Свободные учебники», направленным на создание учебных материалов, которые можно использовать свободно и бесплатно. И я с гордостью могу сказать, что наши учебники по гражданскому образованию в настоящее время используются в польских школах в Литве.

В 2008 году мы решили создать коалицию «Открытое образование». Вначале она объединяла всего 4 организации. Теперь коалиция состоит из 25 организаций и продолжает расширяться. Вместе мы смогли начать изменения и гораздо эффективнее работать с правительством.

В 2009 году совместно с Министерством образования мы работали над развитием свободных учебников для польских школ за рубежом. Это был экспериментальный проект, который дал нам полезный и необходимый опыт.

В 2011 году мы начали работать над программой по оцифровке пособий польских школ, которая состояла из четырех компонентов: 1) свободные электронные учебники, 2) планшеты для детей, 3) обучение учителей цифровой и медиаграмотности, 4) доступ к широкополосному Интернету для школ. Первые цифровые электронные учебники будут использованы в школах уже в следующем году. Мы также подготовили основу по цифровой и медиаграмотности – каталог публикаций, который вы можете свободно скачать с вебсайта UNESCO IFAP.

Мы достигли многого, потому что действовали осмотрительно и поэтапно. Моя рекомендация для вас: мыслить масштабно, но двигаться маленькими шагами. Не нужно менять все и сразу, школы трудно принимают внезапные изменения.

Я желаю вам всего наилучшего на вашем пути к развитию открытых образовательных ресурсов».

«Данный документ лицензирован в соответствии с Creative Commons Attribution 3.0 Unported License (CC-BY) и позволяет другим распространять, перерабатывать, исправлять и развивать данное произведение, даже в коммерческих целях, при условии указания автора произведения».

URL: http://www.vb.kg/282003