Появление ребенка — это всегда  волнительно для каждого родителя.  Как и многие молодожены, супруги Аширалиевы из Ат-Башинского района Нарынской области  были безмерно счастливы,  когда появилась на свет их первая девочка — Амина. Не меньше счастья им подарило и рождение второй дочери, имя которой дали Рабия.
Узнав о том, что к ним в район приезжает группа медиков из столицы с целью провести выездное обследование дошкольников, Венера Аширалиева, будучи заботливой мамой, решила не упускать уникальную возможность получить консультации и практические советы от высококлассных специалистов в области детского здоровья.
«Слава Богу, здоровье нашей  Амины  — хорошее, а вот у Рабии, к сожалению, оказались некоторые проблемы. Благодаря врачам, которые приехали к нам,  для Рабии выписали направление, чтобы  пройти детальное  обследование уже в Бишкеке. Нам объяснили, что очень важно как можно раньше выявить нарушения, поэтому мы теперь займемся здоровьем нашей дочки. В противном случае мы могли упустить драгоценное время», — говорит Венера Аширалиева.
Без имени-1

Скрининговое исследование детей, Нарынская область 2015г.

 
 
 
 
 
Показать своих детей столичным специалистам, не выезжая при этом в Бишкек, Венера Аширалиева смогла благодаря тому, что в рамках проекта «Улучшение доступа к образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья через предоставление качественных гарантированных услуг» впервые в Кыргызстане было организовано выездное скрининговое исследование психофизического развития детей дошкольного возраста детей.
Скрининг

 «Слава Богу, здоровье нашей  Амины  — хорошее, а вот у Рабии, к сожалению, оказались некоторые проблемы. Благодаря врачам которые приехали к нам,  для Рабии выписали направление, чтобы  пройти детальное  обследование в Бишкеке. Как нам объяснили врачи, очень важно как можно раньше выявить нарушения, поэтому мы теперь займемся здоровьем нашей дочки.  В противном случае мы могли упустить драгоценное время», — говорит Венера Аширалиева.

Цель скринингового исследования заключалась в том, чтобы провести раннюю диагностику и выявить различные отклонения у детей и оказать им и их родителям практическую помощь. Всего было обследовано свыше 700 детей в Нарынской и Иссык-Кульской областях, из которых 400 – имеют нарушения в развитии.
«При проведении обследования сразу несколькими специалистами, используя междисциплинарный подход, гораздо легче поставить диагноз. Например, логопед только совместно с невропатологом и психиатром могут определить истинную причину нарушений речевого развития у ребенка и разработать программу коррекции речи», — сказала дефектолог Замира Джапарова.
База данных обследованных детей передана областным психолого-медико-педагогическим консультациям, которые продолжат оказывать информационную поддержку родителям.
 
Своевременная диагностика слуха, зрения, а также оценка уровня развития речи и мышления у ребенка в первые годы жизни помогут родителям и специалистам скоординировать усилия по преодолению нарушений у дошкольников. Это в свою очередь позволит подобрать подходящую программу обучения и подготовить благоприятную образовательную среду для этих  детей.
Фонд Евразия Центральной Азии при финансовой поддержке программы «Образовательная реформа» Фонда «Сорос-Кыргызстан» первым в Кыргызской Республике поставил вопрос о консолидации усилий всех заинтересованных сторон и, прежде всего, кооперации между государственными структурами и общественными организациями, занимающимися проблемами диагностики и сопровождения детей с ОВЗ. ФЕЦА выступил движущей силой в повышении коллективной осведомленности за последние 2 года по вопросам межведомственного взаимодействия, стратегического плана совместных действий и мультидисциплинарного подхода в скрининге и сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках проекта достигнуты значимые результаты по продвижению образовательных  прав детей с ограниченными возможностями в Кыргызской Республике. Усилия проекта «Улучшение доступа к образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья через предоставление качественных гарантированных услуг» направлены на создание современной модели инклюзивного образования в Кыргызской Республике, на уровне пилота при поддержке всех участников данного процесса (в лице родителей, учителей и  соответствующих служб). Важным аспектом было создание и апробирование модели сопровождения детей с ограниченными возможностями в  дошкольном и школьном  возрастном образовательном периоде в двух пилотных районах. Это позволило ФЕЦА  и другим партнерам  в числе МОН КР, МЗ КР, МСР КР выявить основные моменты, на которые стоит обратить внимание в дуплицировании модели  в других областях республики. В данном вопросе проектная команда активно сотрудничала со всеми местными представительствами обозначенных министерств, и это положительно повлияло на повышение потенциала специалистов, которые оказывают поддержку семьям ДСОВЗ.