“Спроси у жизни строгой какой идти дорогой,
Куда по свету белому отправиться с утра,
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра»

 

мастера лицеев вместе с учениками школы показывают профессии (2)ученица показывает изделия, сделанные учениками в мастерскоймастера лицеев вместе с учениками школы показывают профессии (5)DSC0976529 января эта добрая детская песня стала началом встречи в ошской школе №12, где учатся дети с ментальными особенностями. Мероприятие было посвящено теме профессиональной ориентации. В обсуждении участвовали старшеклассники, их родители, учителя, а также преподаватели и мастера из трех профлицеев и сотрудники общественного фонда «Благодать».

 

В школе обучается 145 учеников с различными диагнозами, которые им ставят при прохождении психолого-медико-педагогической комиссии и Ошского областного центра психического здоровья. Работает 24 учителя, 6 воспитателей, 2 медработника. Школа с русским языком обучения, образование 8-и летнее. Именно восьмилетнее образование является одной из преград при продолжении образования. Неоднократно активисты поднимали вопрос о необходимости перехода школы на девятилетку, чтобы по окончании выпускникам выдавали аттестаты о среднем образовании. Стороны высказываются, что ученики школы не осваивают сложную программу девятилетки, поэтому им выдаются справки обо окончании восьмилетней школы. Родители просят добавить еще один год обучения и выдавать аттестат с особой отметкой. Но пока для учеников особой школы аттестат остается мечтой, дорогой в будущую взрослую жизнь.

 

После школы многие выпускники не продолжают образование, сидят дома, получая пенсию по инвалидности. Но, как говорят учителя, «не надо опускать руки и погружаться в уныние, если ребенок пишет с ошибками и плохо читает, это не означает, что он не может что-то создавать своими руками». Четверь века Раиса Абдукеримова работает с особыми детьми и знает множество примеров, когда выпускники получали дальнейшее образование. «Наши ученики очень старательные, рабочая специальность — это дорога в будущее. Некоторые родители недооценивают своих детей, не уделяют достаточно внимания, не говорят с ними о том, чем бы их ребенок хотел заняться в будущем и как ему помочь. В первую очередь, должны быть заинтересованы родители, они должны понимать своих детей, направлять их, развивать их навыки».

 

В последнее время в школе еще больше внимания уделяется трудовому воспитанию. Девочки освоили работу на современных швейных машинах, шьют национальные предметы быта, игрушки, с увлечением занимаются войлоковалянием. Мальчики знают столярное дело, изготавливают предметы мебели и с интересом выжигают по дереву. Трудовые мастерские оснащены благодаря сотрудничеству с ОФ «Благодать». Педагоги прошли обучение по инновационным методам обучения, продолжается активное внедрение арт-терапии на уроках. Родители рассказывают об успехах своих детей, отмечая позитивные сдвиги в развитии, которые стали очевидны в этом учебном году. Мать одной ученицы сказала, что в семье занимаются швейным делом и поэтому дочка очень заинтересована научиться шить на уроках в школе.

 

Руководитель творческой мастерской школы Эльвира Чжен показала работы учеников: мягкие игрушки, бусы из войлока, поделки из листьев и сподручных материалов. «В школе нет детей, которые не могут что-то делать. Даже ученики с нарушенной координацией движений, со временем начинают мастерить, просто с ними надо заниматься. Среди детей есть нетерпеливые, болезненные. Но все равно они проявляют интерес к занятиям в мастерской. Помимо развития мелкой моторики, у детей развивается фантазия, работы каждого ученика отличаются от других».

 

Но сложности еще остаются и активисты пытаются их решить. На встрече 29 января подняли вопрос получения рабочей специальности в местных профессиональных лицеях. Мастер ПЛ №16 Феруза Хакимова разъяснила, что раньше лицей принимал на обучение выпускников этой школы на трехлетнее обучение. Отучившись три года, выпускник лицея надеялся, что он, как и остальные студенты, получит диплом о присвоении рабочей специальности, и аттестат об окончании средней школы. Но он получал только диплом. Из-за этого возникали недопонимание, обиды и количество абитуриентов с особыми нуждами снизилось. Поэтому администрации лицея предложила следующее — если выпускнику школы исполнилось 16 лет, он может поступить в лицей на годовое обучение и по окончании получит диплом. На выбор несколько специальностей — сварщик, швея, мастер сухого строительства и т. д.

 

Рая Турсунбаева, преподаватель, мастер поварского дела ПЛ №113, пояснила, что годовое обучение — это один из вариантов обучения выпускников особой школы. Она отметила, что в ПЛ №113 учится 265 студентов. «Мы принимаем на базе 9-ти классов, студенты-отличники получают стипендию 500 сомов, а студенты из детских домов, малообеспеченных семей получают помощь от государства. Мы поддерживаем связь с нашими выпускниками, они трудоустраиваются у нас в стране, за рубежом. Один мой ученик работает в кафе Оша, получает 12 000 сомов. Мы поддерживаем связь с родителями, стараемся, чтобы они находили способы мотивации для своих детей на обучение. У нас есть все условия, новое оборудование в мастерских». Преподаватель отметила, что если студент имеет сложности с речью, письмом, то это не мешает ему освоить рабочую специальность.

 

Мастер швейного дела ПЛ №12 Жазгуль Акимова пригласила учеников школы на экскурсию в лицей, которая состоится в ближайшее время. Именно в этом лицее действует реабилитационная группа. Согласно Постановлению Правительства №813 о мерах социально-трудовой реабилитации, в эту группу принимаются несовершеннолетние из малообеспеченных семей, сироты, инвалиды, выпускники детских домов. Подобные группы существуют в семи лицеях из 110 по стране. В прошлом учебном году был недобор в эту группу в Оше и она была закрыта. Поэтому фонд «Благодать» уделяет особое внимание информированию педагогов и родителей учеников школы о наборе в реабилитационную группу в 2016 году и надеется, что в этом году ситуация изменится в лучшую сторону.

 

Много лет фонд работает в направлении профориентации среди молодежи. «Профессиональная ориентация — это многогранная задача. Старшекласснику нужно уметь ориентироваться в разных профессиях, отсекать подростковые фантазии, верно оценивать свои способности и склонности, материальные условия семьи, уровень подготовки, состояние здоровья. Ученики этой школы нуждаются в еще большей помощи в самоопределении и для этого мы проводим мероприятия для учеников — тестирование, разъяснение рабочих профессий через игры, приглашение гостей, экскурсии и многое другое», — отметила руководитель фонда Рахат Шакирова.

 

 

Мероприятие организовано ОФ «Благодать» в рамках проекта «Развитие профессиональных навыков у детей вспомогательной школы №12 г.Ош» при поддержке образовательной программы Фонда «Сорос — Кыргызстан».