Как рассказывает председатель Республиканской психолого-медико-педагогической консультации при Министерстве образования и науки КР Татьяна Романова, ребенок с ограниченными возможностями здоровья очень уязвим во многих вопросах.
— Задача родителей — помочь ребенку, поддержать его эмоционально. Они должны подкреплять все его инициативы положительными стимулами — одобрение, похвала. Родитель постоянно должен поддерживать контакт с педагогами, которые работают с его ребенком. Помогать педагогу, подсказывать, ведь родитель лучше всего знает своего ребёнка. И он может педагогу передать очень много полезной информации, чтобы сделать процесс обучения эффективней, — говорит специалист.
Конечно, родители должны обеспечить ребенка не только заботой, но и всем необходимым.
— Обеспечить ребенку достойное питание — это тоже очень важно, многие родители к этому не очень внимательно относятся, режим дня – все эти моменты охраны его здоровья родитель должен всегда контролировать. Но первое, в чем нуждается ребенок – это в эмоциональной поддержке. Опять же – родители должны оказывать информационную поддержку педагога, предоставлять всю информацию о ребенке и узнавать, какие трудности у ребенка есть в процессе обучения. И третье – родитель поддерживает своего ребенка материально, поддерживает его физическое здоровье. И, конечно, родители не должны быть безразличны, потому что доверие – это самое главное в отношениях с ребенком. Это значит, узнавать, как он общается со сверстниками, помогать решать ему какие-то свои проблемы, если речь идет уже о детях старшего возраста, — поясняет Татьяна Романова.
Глава психолого-медико-педагогической консультации также отмечает, что воспитание ребенка с ограниченными возможностями часто требует от родителей специальных знаний.
— Хотелось бы, чтобы родители повышали свою грамотность в вопросах воспитания детей – читали специальную литературу о воспитании и развитии детей. Если у ребенка нет слуха – изучали жестовую речь, вместе с ребенком работали над накоплением словаря. Если ребенок с нарушениями интеллекта – родители узнают, какие есть программы социально-бытовой ориентировки, родители слепых – изучают вместе с ними трость, шрифт Брайля. Они участвуют постоянно в этом процессе и помогают ребенку. Педагог не может успевать со всеми детьми работать, дополнительно всегда должен заниматься родитель, он должен быть грамотным. Собственно говоря, мамы, папы сами должны стать педагогом, хотя бы наполовину, , — заключает специалист.
В Кыргызстане есть учреждения, где родителям могут помочь в подготовке особенных деток к школе – это ресурсные центры, созданные в рамках проектов Фонда Евразия Центральной Азии (ФЕЦА) при поддержке Института открытого общества и действующие при поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан».
Кроме того, что там обучаются дети, туда могут прийти и педагоги из других общеобразовательных школ провести обмен опытом, там проводят консультации и для родителей.
Также регулярно организуются Дни семьи, которые как раз и призваны содействовать более активному вовлечению пап и мам в процесс воспитания и обучения ребенка.
Ресурсные центры, которые в настоящее время действуют в Ошской, Чуйской и Нарынской областях, посещают не только дети с нарушениями в развитии, но и здоровые дети. Так как в группах обучаются до 15 человек, педагогу легче оказать индивидуальный подход таким детям. Это дети с различными диагнозами: ДЦП, нарушения слуха, речи и зрения, аутизм и задержка психического развития. Также у преподавателя есть помощник: где учитель не справляется – ребенок имеет серьезные нарушения и надо уделять внимание и ему, и всему классу — там помощник включается в работу.
Эти центры помогли уже многим семьям, в которых есть детки с ограниченными возможностями.
В семье ребенка должны окружать близкие его люди, которые понимают и принимают его таким, каким он есть – больным или здоровым, послушным или капризным. И семья — это именно то место, где каждый ребенок может быть счастлив и любим.