[АКИpress] Пытки широко распространены в местах ограничения/лишения свободы в Кыргызстане. Безнаказанность за применение пыток и жестокого обращения подрывает верховенство закона и создает благоприятную почву для коррупции. Все лица в закрытых и полузакрытых учреждениях имеют конституционно-закрепленное право на охрану здоровья, включая полный доступ к первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), неотложной, специализированной медпомощи в амбулаторных и стационарных организациях здравоохранения, находиться в приемлемых условиях содержания, не унижающих человеческое достоинство и иметь доступ к жалобам.

Обеспечение медобслуживания в закрытых/полузакрытых учреждениях и санитарного надзора за условиями содержания регулируется законодательством и правилами соответствующих ведомств. Предоставление услуг как профилактический надзор за гигиеной, ранним выявлением и лечением, продолжением лечения хронических заболеваний также регулируется государственной политикой в сфере здравоохранения, которая интегрирована в уголовно-исполнительный кодекс КР, а также в УК/УПК.

В настоящее время предпринимаются усилия по реформированию параллельных систем здравоохранения для улучшения условий содержания, доступа к качественной медицинской помощи в закрытых и полузакрытых учреждениях, единому порядку взаимодействия государственных органов и должностных лиц при выявлении, регистрации и информировании о предполагаемых случаях пыток и других жестоких, видов обращения и наказания.

На данном этапе, несмотря на структурные реформы, осуществляемые в системе здравоохранения и правоохранительных органах, лица, содержащиеся под стражей или с ограничением свободы, остались вне охвата национальных программ медобслуживания гражданского населения, и в некоторых случаях на них не распространяются государственные программы развития и реформирования медицинской помощи, в частности, по ПМСП. Это относится ко всем медицинским частям параллельных ведомств — МВД, ГСИН, ГКНБ, Генштаб, МТСР, МОиН и др.

Ситуация здравоохранения в пенитенциарной системе сегодня:

— Политика ГСИН по здравоохранению определяется и регулируется УПК КР и правилами внутреннего распорядка;

— Медицинские отделы осуществляют надзор и контроль за медицинскими услугами ГСИН при правительстве КР;

— Внешним надзорным органом является спецотдел Генеральной прокуратуры;

— Медицинские части ГСИН являются параллельной структурой и не подпадают под государственную политику лицензирования медицинской деятельности Минздравом, аттестации, переаттестации и повышения квалификации медицинских работников;

— Список необходимых лекарственных средств, включающих средства при неотложной помощи, ограничен и не соответствует современным требованиям;

— Лица, приговоренные к пожизненному заключению, дискриминируются в своем праве на здоровье и имеют ограниченный доступ к медицинскому обслуживанию. Количество их растет.

— Отсутствие надлежащей системы скрининга и раннего выявления болезней на входе. Стандарты сроков и объема скрининга не определены: на психические расстройства, суициды и членовредительство, а также на остальные социально-значимые неинфекционные (сердечно-сосудистые, сахарный диабет и другие) и инфекционные заболевания (ВИЧ/СПИД, вирусные гепатиты…). На туберкулез установлен пассивный скрининг только для лиц, содержащихся в СИЗО. В колониях – нет.

— Стоматологические услуги включают только удаление зубов.

— Пробелы в охране психического здоровья, охране матери и дитя и др.

— Слабая ПМСП — основная причина неадекватного перенаправления. Направления в гражданские стационары ограничены и нет нормативно-регламентирующих инструкций между Минздравом и ГСИН по регулированию этих вопросов

— Доступ к медпомощи ограничен из-за нехватки медперсонала, характера первичного обращения из-за изоляции в камерах.

— Цепочка обращений за медицинской помощью включает несколько человек – охранников, начальников и только потом медсестру/фельдшера/врача/узкого специалиста, поэтому медпомощь оказывается через несколько дней (до 10 дней) от поступления запроса.

— Доступ при направлении к гражданской медпомощи ограничен не только из-за неудовлетворительной ПМСП. Время теряется из-за сложных разрешительных административных процедур и отсутствия транспорта, конвоя.

— Расстояние от колоний до центральной пенитенциарной больницы 25-35 км, существуют проблемы транспортировки и конвоя, зависящие от администрации ГСИН.

— Администрация является основным органом, принимающим решение при переводах по медицинским показаниям. Имеется косвенное нарушение прав на доступ к медпомощи, выбор врача и адекватное медобслуживание.

— Принципы Стамбульского протокола и рекомендации практического руководства МЗ КР по эффективному документированию следов насилия, пыток и жестокого обращения и наказания не внедрены, Формы документирования только приняты и не заполняются.

— Независимого механизма подачи жалоб на пытки, жестокое обращение, условия содержания пока нет. Отсутствует независимость статуса медработников и медицинской деятельности, и по существующим правилам все медицинские решения принимаются административным руководством ГСИН

— Статистика по показателям здоровья неполная, в том числе по уязвимым группам, к примеру, по несовершеннолетним, женщинам, детям женщин-заключенных, лицам с ограниченными возможностями и т.д.

— Здания, в том числе медицинские помещения, нуждаются в реконструкции для соблюдения стандартов условий содержания и конфиденциальности медицинского осмотра и обследований.

Устранение недостатков медобслуживания в параллельных структурах стали частью национальной реформы здравоохранения 2016-2020 годов. Пробелы и разрывы в НПА устранимы, но существует потребность в совершенствовании НПА с учетом межведомственного взаимодействия и всеобъемлющего понимания функций медицинских служб параллельных структур и их потенциала. В настоящее время необходимо определить стратегические инициативы для перехода медицинских частей ГСИН под ведомство Минздрава, переходного периода и конкретный детальный план действий с учетом исполнения и реализации действующих реформ и законодательства. Основная цель — это оказание базовых медицинских услуг в закрытых/полузакрытых учреждениях, действие правовых и медицинских стандартов и их эффективность в обеспечении равного доступа и удовлетворения нужд, связанных со здоровьем лиц, содержащихся в этих учреждениях. Проблемы, которые могут быть трансформированы в первостепенные задачи сейчас — это, в первую очередь, обеспечение независимости статуса медработников, безопасность медперсонала при выполнении медицинской деятельности, доступ и механизм выявлений жалоб на здоровье, доступ к минимальным стандартам первичной, неотложной и стационарной помощи в случае необходимости, скрининг заболеваний при поступлении /водворении, внедрение рекомендаций Руководства Минздрава по эффективному медицинскому документированию пыток и жестокого обращения, конфиденциальность условий проведения медицинского осмотра, возможность фото-, видео записей, учет и правильное заполнение Форм. Минимальный определенный пакет жизненно-важных медикаментов и изделий медназначения, навыков и знаний медицинских работников, типовая медицинская документация и многое другое. Очень мало данных о статистике здоровья уязвимых групп заключенных, в особенности вопросов касающихся несовершеннолетних, в частности об интеграции в образовательные и социальные программы согласно Кодексу о детях.

Медицинской службе ГСИН предлагается представить официальный отчет существующего уровня медуслуг с выявленными недостатков и определением четких приоритетов дальнейшего развития. Основным принципом интеграции параллельных структур в общую систему здравоохранения может стать реструктуризация больниц ГСИН для эффективной госпитализации. Необходимо также разработать стандартные инструменты оценки нужд и эффективности медпомощи для системного улучшения качества здравоохранения в закрытых учреждениях. Осуществить полный пересмотр и модернизацию услуг психического здоровья, охраны матери и ребенка. Определить порядок взаимодействия с ФОМС, Аппаратом омбудсмена, Национальным центром по предупреждению пыток и постепенному переходу ГСИН под ведомство Минздрава.

Правительство полно решимости продолжать усилия, предпринимаемые в настоящее время по реформированию параллельных систем здравоохранения на законодательном, политическом и административном уровнях для улучшения условий содержания и доступа к качественной медицинской помощи в закрытых и полузакрытых учреждениях, единому порядку взаимодействия государственных органов и должностных лиц при выявлении, регистрации и информировании о предполагаемых случаях пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания, а также содействия социальной реинтеграции содержащихся лиц.

5456.1481869177

 

 

 

 

 

 

 

http://analitika.akipress.org/news:5456