Насилие над женщиной в традиционном обществе – обыденное явление. Но говорить об этом не принято. Тем более не принято говорить о насилии в семье. Женщины научились замазывать синяки, переводить разговор на более приятные темы. Дети – свидетели страданий матери, знают, что выносить сор из избы нельзя. Общественные установки предоставили домашнему тирану неограниченную свободу действий. Тиран неуязвим, жертва «сама виновата». Противостоять садисту в такой системе координат практически невозможно. Без надежды на защиту, затравленная женщина опускает руки и подвергает себя и своих детей ежедневной опасности быть покалеченной, изнасилованной, убитой.
В Караколе, небольшом городе на севере Кыргызстана, по неофициальной статистике от домашнего насилия страдает каждая пятая женщина. Каждая пятая – это более пяти тысяч женщин! Женщин, не способных изменить свое положение самостоятельно; женщин запуганных, связанных обязательствами; женщин, нуждающихся в помощи.
Общественный фонд «Улукман дарыгер» работает с такими женщинами на протяжении пятнадцати лет. Истории жертв насилия чаще всего похожи одна на другую – ранний брак, отсутствие образования, неосознанное материнство, финансовая зависимость. Все эти женщины одинаково бесправны, одинаково несчастны. Совсем недавно они не знали, где им искать помощи, где скрыться от произвола.
Теперь у этих женщин есть надежда на помощь и спасение – место, гарантирующее им безопасность. В 2016 году на окраине Каракола общественным фондом «Улукман дарыгер» при поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан» был открыт шелтер (укрытие) для женщин, пострадавших от насилия. Приют носит название «Химая» и в переводе с арабского означает «защита».
Это маленькое одноэтажное помещение – три комнаты и небольшой дворик, стало единственной надеждой на спасение Бегимай. Пять лет она и две ее маленькие дочери жили в аду домашнего насилия и жестокости. Бегимай двадцать пять лет, она выросла в детском доме, родственников у нее нет. Девушка мечтала о крепкой и счастливой семье, в 17 лет – сразу после выпуска из детдома, она вышла замуж. Но счастливой семьи не получилось, боль и унижения – это все, что мог дать ей муж, рождение дочерей ситуацию не изменило. Пытаясь скрыться от побоев, Бегимай убежала из дома и какое-то время жила и работала на автомойке.
В июне 2017 году отчаяние Бегимай достигло предела, она обратилась за помощью в мэрию города Каракол. Мэрия направила Бегимай в центр «Химая». Защита и временное укрытие – подчас это единственное, что нужно сломленному человеку для реабилитации и восстановления физического и морального состояния. За последний год Бегимай сделала
большой прорыв – записалась на курсы кройки и шитья и, устроившись в центр волонтером, взяла на себя часть обязанностей в работе шелтера. Бегимай поняла, что может быть социально активной и помогать другим женщинам, больше она не боится мужского произвола.
По словам директора ОФ «Улукман дарыгер» Улана Турсунбаева, покупка собственного здания стала переломным моментом в работе фонда. Многие годы «Улукман дарыгер» занимался ежедневными поисками помещений для укрывающихся от насилия женщин и неоднократно обращался за помощью к мэрии города. Теперь фонд и мэрия являются
равноправными партнерами. Перед женщинами Каракола открываются новые возможности, теперь они знают куда идти за защитой и поддержкой.
Эта история – пример того, как неправительственная организация качественно и бесплатно решает проблемы уязвимой группы, как справляется с тем, с чем не всегда может справиться муниципалитет. В прошлом году шелтер «Химая» оказал помощь 229-ти женщинам.
В январе 2018 года были приняты поправки в Закон КР «О государственном социальном заказе». Эти поправки позволяют размещать государственные заказы на закупку услуг для социально-уязвимых групп на уровне муниципалитета. Каракол стал первым городом в Кыргызстане, разместившим подобный социальный заказ на работу шелтера для женщин, пострадавших от насилия. Этот контракт оказался хорошей поддержкой для общественного фонда и, что важно, перевел взаимоотношения неправительственной
организации и муниципалитета на уровень взаимовыгодного сотрудничества и партнерства.
Улан и сотрудники организации смотрят в будущее оптимистично – наличие собственного здания позволяет шелтеру быть финансово устойчивым, развивать и расширять предоставляемые услуги, вести собственное домашнее хозяйство. Фонд уже приобрел десяток кур, планирует купить корову. Яйца и молоко станут большой поддержкой находящимся в шелтере женщинам с детьми. Также у фонда есть планы использовать молоко для производства сыров. Наличие собственного здания позволило фонду начать социальное предпринимательство – женщины, пришедшие в шелтер, могут обучиться швейному делу. Организация уже начала получать небольшой доход от заказов на пошив сумок, постельного белья и других предметов обихода.
Успешный пример Улана и его команды вдохновил коллег, работающих с социально-уязвимыми группами в Джалал-Абаде и Кара-Балте, открыть такие же центры в данных городах. Администрации этих городов также решили поддержать работу подобных шелтеров в рамках муниципального социального заказа уже с 2019 года.