При поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан» общественным фондом «Экспертные решения для реализации Конвенции о правах инвалидов» выпускается специализированный подкаст для незрячих и слабовидящих слушателей «Мир чужими глазами».
К Международному дню слепых, 13 ноября, на YouTube-канале подкаста опубликовано уже 150 записей, в каждой из которых для незрячих описывались различные события и явления, которые обычно недоступны инвалидам по зрению без подробной аудиодескрипции.
Авторы подкаста пытаются объяснять и описывать такие детали, которые для зрячих органичны и естественны, и порой даже сливаются на общем фоне, так что их отсутствие даже более заметно, чем присутствие. Но эти детали недоступны незрячим, хотя зачастую очень важны для правильного и полноценного восприятия окружающего мира. Например, обычный зритель программы новостей не обратит внимание на одежду героя сюжета или на погодные условия, в которых проходит съёмка, но такие мелочи очень интересны людям с нарушениями зрения, которые лишены возможности полноценного восприятия.
Директор ОФ «Экспертные решения для реализации КПИ» Владимир Ганжела, который сам является инвалидом I группы по зрению, говорит о подкасте:
«Наша цель не заключается в информативной, но сухой и безжизненной аудиодескрипции каких-либо видеороликов и фотографий. Мы стараемся описывать что-то полезное, интересное, порой несерьёзное, будь то история про злого барана, живущего в лесах Новой Зеландии, или неписаные правила корректного использования эмодзи в переписке.
Сколько незрячих людей понимает значение мемов и приколов, которые зрячие люди видят каждый день на форумах, в твиттерах, в фейсбуках? Какой представляют себе незрячие и слабовидящие внешность президентов, артистов, спортсменов, всех этих блогеров и селебрити? А что же выкладывают в инстаграме известные политики или звёзды? Мы стараемся донести эту «невидимую» сторону жизни для наших незрячих и слабовидящих слушателей.
Благодаря современным программам речевого доступа незрячие люди могут читать тексты, достаточно свободно пользоваться интернетом, работать со смартфонами и компьютерами, но всё же есть вещи, которые машина не сможет описать так, чтобы у человека с нарушениями зрения сложилось о них полное впечатление. Что может сделать незрячий в такой ситуации? Попросить кого-нибудь описать немую сцену из фильма, или фотографию с акции протеста, ставшую невероятно популярной, или прикольную картинку, которой поделились в общем чате. Но что, если рядом нет того, кто опишет? Вот для этого и создан подкаст – чтобы люди с инвалидностью по зрению имели больше возможностей и больше доступа к информации».
Всего в подкасте пять рубрик. Каждая рубрика посвящена отдельной тематике и отличается от других содержанием и подачей информации, но общее у них одно – постараться описать незрячему или слабовидящему человеку что-то для него невидимое, но интересное:
«Интернет в красках» – адаптация новостей и другой визуальной информации к особенностям восприятия незрячими людьми;
«Переводы» – переводы с английского и других языков наиболее интересных статей и публикаций;
«Тифлообзоры» – описание и опыт использования ассистивных технологий и технических средств реабилитации для людей с нарушениями зрения;
«Мемчики и всё такое» – самая несерьёзная рубрика, посвященная современным мемам, визуальным шуткам, особенностям поп-культуры;
«Интервью» – живые и начитанные беседы с интересными людьми по темам, близким для людей с инвалидностью.
Владимир Ганжела продолжает:
«Работа над подкастом доказала его необходимость и востребованность. Количество просмотров на YouTube превысила 20 тысяч, что является успешным показателем, принимая во внимание очень узкую и специфическую аудиторию нашего канала, а число скачиваний в международной онлайн-библиотеке для слепых «Логос» перевалило через отметку в 1 800 загрузок. Нам хотелось бы продолжать эту нужную и полезную работу, в связи с чем мы будем искать источники финансирования для новых выпусков подкаста».
Ссылки на подкаст:
– канал на YouTube
– страница в онлайн-библиотеке «Логос»