г. Бишкек, 8 сентября 2023 г. — Сегодня, 8 сентября, во всем мире отмечается Международный день грамотности, который напоминает о важности грамотности в контексте человеческого достоинства и прав человека, а также призывает к активизации усилий по созданию более образованных и устойчивых обществ.  

Согласно отчету ЮНИСЕФ за 2021 год, к сожалению, около двух третей детей в Кыргызстане все еще остаются неграмотными, несмотря на заметное улучшение доступа к образованию младших возрастных групп. Половина детей в возрасте от 7 до 14 лет не обладают навыками математики на уровне выше базового, и у них либо минимальные навыки чтения и понимания, либо их совсем нет. Среди учеников начальной школы 60% не достигают минимального уровня навыков чтения и понимания текстов.  

Грамотность представляет собой способность читать и писать на родном языке. Период дошкольного возраста критически важен для формирования этих навыков, поскольку успех в школе зависит от знаний, которые ребенок приобретает именно в этот период. По данным Национального статистического комитета, к началу 2022 года в Кыргызстане проживало более 1 миллиона детей дошкольного возраста. 

За 30 лет своей деятельности Фонд «Сорос-Кыргызстан» активно поддерживал образовательные инициативы, организации и Министерство образования КР в разработке разнообразных методических и практических материалов. Особое внимание уделялось внедрению лучших практик инклюзивного образования и развитию многоязычия. В честь Международного дня грамотности команда Фонда «Сорос-Кыргызстан» подготовила подборку материалов (на кыргызском и русском языках) для работы с детьми дошкольного возраста и начальных классов. 

 

  1. «Вместе в школу. Руководство для учителей по управлению образовательной средой в условиях мультикультурного общества»
    На кыргызском языке. https://soros.kg/wp-content/uploads/2019/08/vmeste-v-shkolu_kg.pdf
    На русском языке: https://soros.kg/wp-content/uploads/2019/08/vmeste-v-shkolu-rus.pdf 
  2. «Материалы для работы родителей с детьми»  https://soros.kg/wp-content/uploads/2021/04/materials-for-parents-work-with-children.pdf 
  3. «Многоязычие в детском саду. Методические рекомендации по организации работы с дошкольниками в программах многоязычного образования» https://soros.kg/wp-content/uploads/2021/04/mnogoyaz_detsad.pdf  
  4.  «Кыргызский язык для начальных классов» https://soros.kg/wp-content/uploads/2021/03/kyrgyz-tili-obrazov-prog.pdf 
  5. «Дидактические инструменты к предметным программам 1-2 классов общего начального образования с механизмом индивидуального подхода к кыргызскому языку для использования в инклюзивных классах»
    https://soros.kg/wp-content/uploads/2021/03/albom-kyrg-inkluziv-obrazovanie.pdf 
  6.  «Говорить правильно» https://soros.kg/wp-content/uploads/2021/03/logoped-kyrg-obrazov.pdf  
  7.  «Дидактические инструменты к предметным программам 3-4 классов общего начального образования с механизмом индивидуального подхода к кыргызскому языку для использования в инклюзивных классах» https://soros.kg/wp-content/uploads/2021/03/albom-kyrg-inkluziv-obrazovanie-3-4-klassy.pdf
  8. «Дидактические инструменты к предметным программам начального общего образования с механизмом индивидуального подхода по Естествознанию, Родиноведению для 1-2 класса»  https://soros.kg/wp-content/uploads/2021/03/albom-rodinoved-inkluziv-obrazov.pdf  
  9.  «Дидактические инструменты к предметным программам начального общего образования с механизмом индивидуального подхода по Математике для 1-2 класса» https://soros.kg/wp-content/uploads/2021/03/albom-matem-inkluz-obrazov.pdf