Акниет была очень долгожданным ребенком для Рахимы и Таласа, но первый месяц после рождения девочке пришлось провести в реанимации детской областной больницы г. Ош. Ценой спасенной жизни девочки стали последствия длительной дыхательной поддержки. Уже в первый год медики ставили Акниет диагноз — ДЦП, а ровно в год, когда она не села и не пошла как обычный здоровый ребенок, диагноз подтвердили. К трем годам Акниет все же поползла и села, а к пяти годам сделала самостоятельные шаги. В 7 лет Акниет начала говорить. У девочки помимо церебрального паралича нарушены зрение и речь. Тяжелые нарушения сказались и на общем развитии ребенка: Акниет значительно отстает от своего возраста.

Но Рахима и Талас решили, чего бы им это ни стоило, дать дочери хорошее образование в обычной школе, среди сверстников.

«У нас есть в семье другие дети, и если люди узнают, что одна из наших дочерей учится во вспомогательной школе, то всех моих детей станут считать «больными». Мы с мужем беспокоимся, что это помешает им в жизни. А  главное то, что моя дочка учиться в обычной школе и общается со своими сверстниками. Я живу ради своей дочери и надеюсь, что она подтянется еще, ведь она так сильно изменилась за последние годы».

Рахима каждое утро доводит дочь до школы, с поддержкой мамы она может идти потихоньку. Сама Рахима работает уборщицей в школе №18 им. А Навои, а после работы отводит дочку на занятие в ресурсный центр при школе. В ресурсном центре работает очень опытный логопед, Акниет постоянно посещает занятия ЛФК и радует родителей своими успехами. В прошлом году после года посещений ресурсного центра, семья решила, что можно поступать в первый класс. Результат ждать себя не заставил — Акниет уже научилась писать печатными буквами и считает до двадцати.

Конечно, многие дети в школе интересуются, почему Акниет не может бегать как все? Им девочка просто объясняет, что у нее пока болят ножки. Одноклассники с удовольствием помогают Акниет — подать упавшую ручку, подержать дверь. Поддерживают девочку и маму педагоги.

Как говорит учитель начальных классов Замира К., большинство родителей поначалу опасались, что девочка будет задерживать учебный процесс в классе, но вопросы отпали после того, как Акниет закончила первый класс. Она уже может прочитать короткое стихотворение, пишет на доске, отвечает на вопросы. Учительница считает, что Акниет очень помогли дополнительные занятия в ресурсном центре Фонда Евразия Центральной Азии при школе.

У родителей Акниет также имелась одна социальная проблема, решить которую взялась мобилизатор Фонда Евразия Центральной Азии Айгуль эже — это получение для девочки пособия по инвалидности. Несмотря на всю тяжесть состояния и нарушение основных функций, девочка до сих пор не является лицом с инвалидностью.

«Наши система прохождения медико-социального освидетельствования требует прописку,  но родители Акниет не прописаны в Оше, а поехать к себе в район многодетная семья на целый месяц не может. Я решила помочь девочке, мы уже взяли направление у врача. Сейчас будем проходить комиссию»,- говорит Айгуль эже.

После уроков Акниет спешит на занятие к своему логопеду. По словам логопеда ресурсного центра инклюзивного образования, когда Акниет пришла впервые на занятия, то им пришлось много заниматься, делать артикуляционные упражнения, тренировать голос, разрабатывать мышцы, учить новые слова. Сейчас Акниет уже говорит простые фразы, девочка развивается и психологически. Логопед верит, что девочка сможет закончить начальную школу. Ей очень помогают мама и старшая сестра.

Старшую сестру зовут Айдай, ей тринадцать лет. Она рассказывает, что ее сестренка Акниет очень любит мультфильмы про пони, она им сама имена придумывает, и если кто-нибудь понравится Акниет, то она обязательно хочет подарить пони. Девочки делят одну комнату и каждый вечер перед сном Акниет рассказывает сестре, что было в школе. «Она очень хорошая и добрая, и мне кажется, что даже учебу и школу моя сестренка представляет как игру», — делится Айдай.

—-

Фонд Евразия Центральной Азии является грантополучателем Фонда «Сорос-Кыргызстан».

Образовательная программа Фонда «Сорос-Кыргызстан» поддерживает инициативы, нацеленные на расширение доступа к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья и направленные на улучшение условий для инклюзивной среды.