За последние 10 лет в Кыргызстане было зарегистрировано 762 убийства женщин. О количестве незарегистрированных случаев остается лишь строить предположения. Это всего один из шокирующих фактов, раскрытых в первом комплексном исследовании о фемициде в Кыргызстане, проведенном журналистками-расследователями из «Клооп Медиа», чья работа была отмечена наградой в рамках международного конкурса в сфере дата-журналистики Sigma Award. Журналистки «Клооп» обнаружили, что в Кыргызстане женщин чаще всего убивают мужья, любовники или партнеры просто за то, что они не выполняют работу по дому. Элина Туралиева из «Открытого общества» побеседовала с Анной Капушенко и Савией Хасановой, журналистками «Клооп Медиа», о проведенном исследовании.
Расскажите о вашем исследовании о фемициде в Кыргызстане
Фемицид – это убийство женщин, обычно совершаемое мужчинами. К сожалению, в Кыргызстане это преступление на почве гендерной ненависти является широко распространенной и недостаточно освещаемой проблемой. Мы начали исследование осенью 2020 года после ряда насильственных инцидентов, повлекших за собой убийство женщин в Кыргызстане. В том году во время мирного марша против гендерного насилия, прошедшего в Международный женский день, мы в числе других активисток подверглись нападению со стороны группы мужчин, после чего были незаконно задержаны.
Пандемия COVID-19 также в значительной степени усилила угрозы безопасности женщин. В период изоляции количество случаев домашнего насилия увеличилось на 65 процентов, при этом в 95 процентах случаев жертвами были женщины. Такие простые причины, как невымытая посуда или неприготовленный ужин могут стать фатальными для женщин в Кыргызстане.
Мы вдохновились исследовательским проектом 2019 года femicid.net, первой в своем роде инициативой систематического сбора данных о случаях фемицида в России, посвященной борьбе с фемицидом, начатой феминистками в России. Независимый проект собирает и открыто публикует данные о случаях фемицида, а также повышает осведомленность о проблеме через исследования, лекции, медиа, искусство и поддержку антифемицидного движения. Изучив методологию этого проекта, мы решили провести собственное исследование о фемициде в Кыргызстане, поскольку ранее подобных исследований не проводилось. Мы проанализировали криминальную хронику с 2008 по 2010 год и выявили около 300 убийств женщин мужчинами, однако, скорее всего, случаев фемицида гораздо больше.
Каково положение женщин в Кыргызстане сегодня?
Большинство случаев фемицида характеризуются невероятной жестокостью. В одном из случаев муж облил свою жену бензином и поджег ее. Женщина умерла от сильных ожогов. В сентябре 2020 года 47-летний мужчина зарезал свою жену за то, что она не приготовила ужин. В июне 2020 года в социальных сетях распространилась видеозапись, на которой муж привязывает к шее жены автомобильные шины, наполненные кирпичами, при этом он неоднократно дает ей пощечины и выливает на нее ведра холодной воды в качестве наказания. Недавний случай вопиющего насилия, о котором стало известно в сентябре 2021 года, был связан с тем, что 28-летний мужчина пытал свою беременную жену раскаленным утюгом. Эти два случая не привели к фемициду, но, скорее всего, являются «незавершенным фемицидом». Нерассказанных историй с печальным концом огромное множество.
К сожалению, о случаях домашнего насилия заявляют редко; если же это и происходит, то дела часто не доходят до суда. Самым «жестоким» приговором, выносимым насильникам, является штраф в пользу государственного бюджета, который часто выплачивает семья женщины. Это означает, что женщина, подвергшаяся насилию, сначала обращается с заявлением в милицию, а затем платит штраф за то, что ее избили. Это невероятно несправедливо, но таковы реалии в Кыргызстане сегодня.
Почему ситуация не меняется?
В то время как общество постепенно признает и понимает термин «фемицид», государство, похоже, игнорирует эту проблему. У правоохранительных органов Кыргызстана нет единой электронной базы данных этой статистики: данные в ответ на наш запрос о предоставлении информации они подготовили вручную. Министерство внутренних дел и Генеральная прокуратура Кыргызской Республики отказали нам в интервью. Государство не предпринимает никаких усилий, чтобы отделить фемицид от других видов убийств.
Домашнее насилие не воспринимается всерьез ни властями, ни общественностью. Оно считается внутреннем делом семьи, не требующим вмешательства. Проблема коренится в гендерных стереотипах. В большинстве случаев женщину саму обвиняют в том, что она стала жертвой, а правоохранительные органы оправдывают жестокое поведение мужчин «следованием традициям».
Какие изменения должны произойти в правоохранительных органах?
Работать с правоохранительными органами невероятно сложно. Они не желают признавать проблему и не понимают значения термина «фемицид». Если проблема не будет решена, мы можем стать свидетелями новых случаев с грустным концом, таких как убийство Бурулай в отделении милиции и похищение и убийство Айзады.
В Кыргызстане в правоохранительных органах преобладают мужчины, а женщины в основном занимаются бумажной работой. Вывести проблему в число приоритетных мог бы гендерно сбалансированный состав государственных органов. Мы считаем, что изменить ситуацию может комплексный подход. Важно прививать социальную эмпатию и сознательное отношение к правам женщин, повышать осведомленность правоохранительных органов и просвещать женщин и девочек об их правах.
Что вы планируете делать дальше? Есть ли надежда на изменения?
Фемицид — чрезвычайно сложная тема для исследования. Нас вдохновляют отзывы женщин, изучивших наше исследование. Они понимают, что есть и другие женщины, которые сталкиваются с подобными проблемами, и это дает им надежду, а нам — силы продолжать работать над этой темой.
После публикации исследования женщины начали открыто делиться своими историями на своих страницах в социальных сетях и больше верить в себя. Мы твердо верим в важность нашей работы и планируем продолжать исследования в области насилия в отношении женщин и фемицида. Средства, полученные от Sigma Awards, мы планируем использовать для проведения дальнейших исследований в области гендерного неравенства.
Исследование «Я бы ее все равно убил» поддержано грантом программы «Развитие СМИ» Фонда Сорос-Кыргызстан. Отчет по исследованию доступен на английском, русском и кыргызском языках. «Клооп Медиа» — бывший грантополучатель Фондов «Открытое общество».